Карандашный вольтмод AMD Radeon 4850. Тестирование производительности до и после разгона.
реклама
Наверное, ни меня одного интересовало, что может дать повышение частот этой видеокарты дальше «стандартного разгона до 700». С одной стороны, слабым местом выглядит память GDDR3 2000 для существенного повышения частот чипа, с другой - слабоватые цепи питания. В частности, однофазное питание памяти.
Если вы решились на вольтмод, то без мультиметра (измерение напряжения и сопротивления) вам не обойтись. Без замены штатного «недостаточно эффективного (говняного)» кулера, вы рискуете убить видеокарту. В частности, я, по некоторым причинам, был вынужден заменить замечательный AC AS1 на штатную турбинку. При напряжении 1.47 вольт и частоте чипа 160 Mhz в 2D режиме спустя 15 минут температура перевалила за 110 градусов! Но что самое интересное, скорость ее не возрастала… Зато теперь я знаю, что температура чипа «до 100» является его рабочей температурой .
Результаты разгона я предоставлю ниже, а сейчас я остановлюсь на вольтмоде.
(кликните по картинке для увеличения)
Область вольтмодов. Точки измерения напряжения
На фото я обозначил точки измерения напряжения памяти и чипа. Vmemory – напряжение памяти, а VGPU – напряжение ядра. Зеленые рамки – области вольтмодов ядра и памяти.
Вольтмод ядра.
(кликните по картинке для увеличения)
Вольтмод ядра
(фото расположено перпендикулярно карте)
С оригинальным БИОСом напряжение было в районе 1.21-1.22 вольт. Частота, на которых карта стабильно работала, 680 по ядру. После перепрошивки модифицированного БИОСа напряжение стало 1.3 вольт (во время сильной нагрузки просидает до 1.23 вольт). С таким высоким напряжением я смог разогнать карту до 743МГц по ядру. К сожалению, о стабильной работе речи нет. Карта могла работать по 3 часа, а могла через 10 секунд повесить драйвер. Но в любом случае это скорее особенность моей карты. Стабильные частоты, на которых карта работала постоянно, были 700МГц. Для разгона до высоких частот я решил применить первый способ карандашного вольтмода, где закрашивается резистор с маркировкой R684(на фото в яркой рамке). Все модификации проводились после прошивки БИОСа с напряжением 1.158. В таком случае сопротивление на резисторе было 1466 Ом. Используя мягкий, тупой карандаш, я круговыми движениями красил резистор и измерял сопротивление на нем.
(кликните по картинке для увеличения)
Процес вольтмода памяти.
Для наглядности, приведу вам фото, на котором вы можете сравнить размер карандаша и резистора R708 (в данном случае, это вольтмод памяти).
Сразу скажу, что для быстрого эффекта нужно сильно нажимать на карандаш. Вы можете час рисовать и в конечном итоге добьетесь того же, что и минутным рисованием. Но в любом случае вам необходимо измерять сопротивление. В моем случае сопротивление 950 было достаточно для подъема напряжения до 1.47 вольт(1.42, и даже 1.4 при сильной нагрузке). Ниже 950(928Ом) я получил вольтаж 1.48(1.42 при нагрузке). Правда, иногда срабатывала защита, которая сбрасывала вольтаж на 1.25. Ну что же, 1.42 это ни мало. Отмечу, что при таком вольтаже я добился стабильной работы устройства на частоте 818МГц.
Вольтмод памяти.
Если с вольтмодом ядра все сложилось очень хорошо, то с вольтмодом памяти все сложилось с точностью наоборот . До вольтмода штатное напряжение, которое подается на память, у меня равнялось 2.18 В. Сопротивление на резисторе R708 равнялось 715 Ом.
(кликните по картинке для увеличения)
Вольтмод памяти
Стабильная частота памяти до вольтмода, на которой она работала без артефактов, были 1125МГц. Я полагал, что с вольтмодом памяти осложнений не возникнет. После нескольких чириканий сопротивление стало около 650 Ом. Но мне этого было мало. После нескольких, казалось бы, безобидных манипуляций, сопротивление на резисторе стало зашкаливать за 1.9 кОм… После нескольких рисований сопротивление пришло в норму и я даже позабыл об этом непонятном инциденте. Прогнав некоторые тесты на частоте 1200МГц по памяти, я не смог заставить ее нормально работать на этих частотах. В Кризисе ВХ АА8х зависания были постоянно. Решено было вольтмодить карту до потери пульса, лишь бы прогнать бенчмарки. Сразу скажу, что мучилась она не долго… То странное сопротивление, которое я зафиксировал в 1.9 кОм после нескольких минут усилий превратились в 2.4 и даже 3.9 кОм. При таком сопротивлении карта не стартовала, и загорался красный светодиод, который ближе к задней стенке корпуса (Ближний диод отвечает за питание чипа, дальний – памяти. Если напряжение не стабильно, или не подается, загорается диод.). Но, как говорится в народе, надежда умирает последней, а в моем случае она еще жила. Правда, недолго. После нескольких удачных стартов в нагрузке карта отрубалась, и назойливая табличка «Analog/Digital» начала изрядно раздражать. Но и это еще было не все. Один раз карта не повесила систему, а загрузка продолжилась. Огромное количество артефактов и напряжение 3.1 В на память – это был явно перебор . На следующий день все попытки воскресить карту не увенчались успехом. Часовое колдование со стирательной резинкой тоже не дало никакого эффекта. БИОС был в срочном порядке перешит на родной. Система охлаждения приняла более привычный для сервисных центров вид. Но, по независящих от меня обстоятельств, карту сдать не удалось (сервис не работал)…
А теперь представьте мое удивление, когда я вечером вставил карту, а она вдруг заработала! Правда, в 3D «Analog/Digital» все же имел место, но зато в 2D проблем не было. Странно! Очень странно… А еще я заметил один нюанс: при СИЛЬНОМ НАЖАТИИ на резистор, на котором я делал вольтмод памяти, карта работала нормально. Скорее всего, во время рисования низкокачественная пайка просто «отвалилась». В общем, после сильного прижима и прогрева в 3D резистор припаялся (по крайней мере, я так считаю) обратно, и все проблемы исчезли. Правда, напряжения на памяти под нагрузкой растет с 2.18 до 2.32 . Побочный эффект.
В общем, я постарался донести к вам ситуацию, которая сложилась у меня после вольтмода. Я надеюсь, вы понимаете, что риск имеет место быть. Еще один нюанс: после нескольких дней работы грифель более плотно лег на резистор и сопротивление уменьшилось (до какой величины – не измерял, в корпусе не удобно) и напряжение под нагрузкой увеличивается до 1.55В. К сожалению, под нагрузкой карта вешает систему на частотах выше, чем 818 по ядру.
Тестовая система и настройки драйвера:
Названия комплектующих | Модель |
---|---|
Процессор | Intel Core 2 Quad Q6600(G0) @3418 |
Материнская плата | ASUS P5K Premium/WiFi-AP, fsb380 |
Куллер | Noctua NH-U12P |
Оперативная память | GOODRAM 2 GB DDR2 800 MHz x2(4гб)@ 760 |
Видеокарта | MSI Radeon 4850+AC AS1+12cm |
Жесткий диск | Seagate ST3750330AS 750gb |
Блок питания | Thermaltake ToughPower 750W |
Привод | ASUS DRW-1814 |
Корпус | Cooler Master Elite 331(1х12 см вдув, 1х12 см выдув) |
ИБП | APC Back-UPS CS 500 |
Монитор | Samsung 971P (LS19MBXXFV) 1280x1024 |
Операционная система | Windows Vista 64bit sp1 |
Драйвев видеокарты | Catalyst 8.7 |
(кликните по картинке для увеличения)
Тестовый стенд
Настройки драйвера:
AA – управление от приложения;
AF – 16х;
Vsync off;
Все остальные параметры выставлены на максимальное качество.
Тестовые приложения и условия тестирования:
Все тесты, кроме 3DMarkов прогонялись по три раза. Для диаграмм принималось среднеарифметическое значение. Если результаты вызывали подозрение, тест повторялся, либо проверялись его настройки. Во время тестирование были случаи, когда без каких либо причин производительность падала в 2 раза. В таком случае система «усыплялась», после этого проблемы пропадали. Разгон карты осуществлялся с помощью утилиты AMD GPU Clock Tool.
F.E.A.R. v1.0 retail. All max;
S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl v1.0003. В качестве тестового инструмента использовалась демо-запись ixbt3. All max(HDR);
Call of Duty 4: Modern Warfare v1.7.568. Для измерения производительности проигрывалась демо-запись d1. All max;
Enemy Territory: QUAKE Wars last update. Использовалась демо-запись Jordanа d5. All max;
Crysis v1.7(?)Тестировался с помощью Crysis Benchmark Tool в двух режимах: все настройки на максимальное качество, рендер DX10, 64bit, Very Hight(VH на диаграммах), AA8x,AF16 Чисто ради интереса, является абсолютно не играбельным. Второй режим, в отличии от первого, играбелен. рендер DX10, 64bit, Hight(H на диаграммах), noAA,AF16.
oZone3D: Fur Mark v1.0.0. AA8x;
Futuremark 3DMakr06 Тестировался в ДВУХ режимах: со стандартными настройками и с максимальными(АА8х,АF16), прогонялись ТОЛЬКО видео тесты;
Futuremark 3DMakr Vantage Тестировался только с максимальными настройками(AA8x,AF16,all extreme,1280/1024), прогонялись только видео тесты;
ВО ВСЕХ ТЕСТАХ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ РАЗРЕШЕНИЕ 1280/1024.
(кликните по картинке для увеличения)
скриншот рабочих частот и результаты тестирования в Кризисе
Для наглядности на диаграммах я показал частоты:
1)стандартной видеокарты;
2)разгон только по памяти;
3)разгон только по ядру;
4)разгон и ядра, и памяти, два режима работы.
Все результаты прироста от разгона ядра и памяти ИЗМЕРЯЛИСЬ В ПРОЦЕНТАХ.
Результаты тестирования.
Начнем с синтетики.
Fur Mark, 1280/1024 AA8x,AF16
Разгон ядра практически ничего не дал видеокарте. Можно с уверенностью сказать, что все дивиденды она получила благодаря разгону памяти. Этот тест далек от реальной игровой обстановки.
Sm2.0+Sm3.0, all default, AA off, AF off
3DMark2006 является слабым местом RV770. Но после разгона ядра ситуация в корне меняется. Частота памяти тоже становится востребованной на частоте 818, что не есть странным. 13485 – отличный результат для 4850 (без учета CPU теста)
Sm2.0+Sm3.0, all max, AA8x, AF16x,trAA
В тяжелых режимах ПСП более актуальна, по этому прирост выше, чем в стандартных настройках.
All Extreme, AA8x,AF16, 1280x1024
Довольно странный тест, если не сказать больше. (Отстойная графика, которая по качеству тянет на 8 ДХ, но никак не 10! Весь упор сделан (если он сделан) на мощь GPU). В номинале прирост от разгона памяти никчемный. Но после разгона ядра на 31% прирост от разгона памяти уже 7 и 10%! Но каким образом это объясняет конечный результат, мне не понятно. Судите сами: разгон GPU 30,88%; GDDR3 20%. Это значит, что конечный прирост должен быть в районе 20-30,88%(чем больше прирост, тем менее зависит приложение от ПСП). Здесь же мы видим прирост больше теоретически возможного 30,88% и составляет он 32,92%. Ошибка измерения больше 2% исключается…
All max, AA4x,AF16 com_maxfps 999
ИСПРАВЛЕНО!(разблокировано максимальное количество кадров) Прирост есть как от разгона ядра, так и от разгона памяти. Итоговый прирост 20%, что несколько меньше желаемого(20-30,88%). Следовательно, приложение зависит от ПСП.
All High, AA0x, AF16, DX10, 64bit
В номинале карты ФПС низкий, но после разгона уже можно немного поиграть. Прирост от разгона ядра большой, и составляет около 20%. Прирост от частоты памяти практически отсутствует.
All Very High, AA8x, AF16, DX10, 64bit
Наблюдаем слайд-шоу! Настройки абсолютно не играбельные, движок и его «оптимизации» сделаны с расчетом на компьютеры 2020 года. При этом увеличивается зависимость итогового значения от частоты памяти. Хотя выше 1150 смысл в разгоне памяти отсутствует.
All Max, AA4x,AF16
Здесь прирост от разгона памяти и ядра дают приблизительно равные результаты. Итоговое значение 23,88%. Разгон памяти выше 1150 бессмыслен.
All Max, AA4x,AF16
Очень зависимое от ПСП приложение. Разгон памяти на 15% дает больший прирост, чем разгон ядра на 31%. Итоговое значение 22,63% прироста тоже не мало…
All Max(HDR), AA0x,AF16
Прирост от разгона памяти практически отсутствует и появляется только на максимальной частоте чипа. Прирост от частоты ядра уверенно стремится к теоретическому максимуму.
Вывод.
Делать или не делать вольтмод зависит от каждого из вас. Я постарался рассказать вам о тех проблемах, которые могут произойти после него. В частности, странная технология сброса вольтажа на уровень 1.25В. Еще один странный момент: иногда производительность падала практически в 2 раза, при этом вольтаж оставался в норме. Спасало усыпление системы и ее пробуждение. Замечено было в основном на частотах свыше 818. Также со временем грифель (и графит в частности) более плотно прилегает к резистору, поэтому происходит непроизвольное поднятие напряжения. Для себя нужно быть готовым к поездке в сервисный центр. Но если вы все будете делать аккуратно, то, скорее всего, проблем быть не должно. Прирост производительности практически во всех приложениях выше 20%. После вольтмода производительность практически равняется производительности 4870 в номинале. Если вы собираетесь покупать видеокарту и слегка ее модифицировать, то 4850+альтернативное охлаждение отработают свои деньги на 100%. Также не стоит забывать, что стирательная резинка, которая избавит резисторы от грифеля, сделает ваши модификации практически не заметными. Продать карту будет просто, а доказать в сервисном центре, что был вольтмод – сложно… Удачи вам, оверлокеры, да прибудет свет в ваши души, а грифель на резисторы ваших видеокарт!
Свое мнение по данному материалу оставляйте, пожалуйста, здесь: https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=5363782#5363782 . Критика приветствуется. Заранее благодарен.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают