И вновь о пользе четырех процессорных ядер в играх: Core 2 Duo E7200 vs Core 2 Quad Q6600

для раздела Блоги
С развитием игровой индустрии все актуальнее становится вопрос выбора процессора для системного блока. Кто-то говорит, что для большинства игр достаточно двухъядерного процессора. Другие утверждают, что прогресс неотвратим и пора переезжать на четырехъядерный процессор.

Я давно занимаюсь исследованием этого вопроса. Мной на эту тему были написаны две статьи: Какой процессор выгоднее купить для игр: C2D E8400@4000MHz или C2Q Q6600@3600MHz? и Исследование влияния количества ядер процессоров на производительность игровых приложений.

При обсуждении первой статьи в конференции многие пользователи указали на относительно слабую видеокарту: GeForce 8800GT 512Mb. Что в нее упирается производительность обоих тестируемых процессоров и результат получается некорректным.

При обсуждении второй статьи недостатком был назван подход эмуляции двухъядерного процессора на кваде, путем отключения процессорных ядер из диспетчера задач.

В этот раз я учел всю критику по прошлым статьям и собрал тестовый стенд на двух - и четырехъядерном процессорах. Графическая подсистема состояла из мощной связки двух видеокарт: Radeon HD4870 512Mb + Radeon HD4850 512Mb.

Исследование зависимости производительности современных игр от количества ядер в процессоре, на данном стенде, должны дать более точные результаты.

Конкурентом Core 2 Quad Q6600 выступил Core 2 Duo E7200. Недостатком данной подборки процессоров является кэш L2 = 3Mb у Core 2 Duo, против L2 = 8Mb у Core 2 Quad. К сожалению мне не удалось достать процессор Е6ххх серии, с L2 = 4Mb, но надеюсь этот недостаток не сильно исказит результаты тестов. К тому же, надеюсь, эти тесты будут актуальны для пользователей, рассматривающих приобретение двухъядерника, но не желающих переплачивать за Е8000 серию.

Переходим к практическому исследованию данного вопроса.



Установка и драйверы.

Конфигурация тестового стенда №1
1. Компьютер на базе Intel Core 2 Quad (775 Socket);
- процессор Intel Core 2 Quad Q6600 (3600 MHz - 450x8 - 1,45v) (L2=8Mb);
- видеокарта GigaByte Radeon HD4870 512Mb;
- видеокарта Saphire Radeon HD4850 512Mb;
- системная плата GigaByte GA-X38-DS4;
- оперативная память 4 Gb DDR2 SDRAM Hynix PC6400 900MHz (5-5-5-15-2t);
- жесткий диск 150Gb WD 5000KS (SATA-II 16MB);
- блок питания FSP Epsilon 700W;
- ZALMAN <ZM-MFC2> Multi Fan Speed Controller.
2. Операционная система: Windows Vista Ultimate x64 SP1;
3. Видеодрайвер: ATI CCC 8.11.
4. Riva Tuner 2.10.

Конфигурация тестового стенда №2
1. Компьютер на базе Intel Core 2 Duo (775 Socket);
- процессор Intel Core 2 Duo E7200 (3600 MHz - 450x8 - 1,4v) (L2=3Mb);
- видеокарта GigaByte Radeon HD4870 512Mb;
- видеокарта Saphire Radeon HD4850 512Mb;
- системная плата GigaByte GA-X38-DS4;
- оперативная память 4 Gb DDR2 SDRAM Hynix PC6400 900MHz (5-5-5-15-2t);
- жесткий диск 150Gb WD 5000KS (SATA-II 16MB);
- блок питания FSP Epsilon 700W;
- ZALMAN <ZM-MFC2> Multi Fan Speed Controller.
2. Операционная система: Windows Vista Ultimate x64 SP1;
3. Видеодрайвер: ATI CCC 8.11.
4. Riva Tuner 2.10.



Игры и их настройки

Call of Duty 4: Modern Warfare


Crysis v1.2.0


Crysis Warhead v1.0


Devil May Cry 4


FarCry2 v1.0


LostPlanet: Colonies


S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо (Clear Sky) v1.5.0.7


World in Conflict v1.03




Методика тестирования

Игры Crysis, Crysis Warhead, Devil May Cry 4, FarCry 2, Lost Planet: Colonies, и World in Conflict тестировались игровыми бенчмарками.

Call of Duty 4: Modern Warfare и Stalker: Clear Sky тестировались при помощи прогона демок.

Во всех играх замерялись min и avg значения FPS.

В играх Call of Duty 4: Modern Warfare, Devil May Cry 4 и Lost Planet: Colonies использовалась утилита FRAPS, для замера min FPS.

Все приложения тестировались в разрешении монитора 1680х1050.

VSync при проведении тестов был отключен.

Перейдем непосредственно к тестам.



Результаты тестов: сравнение производительности.

Call of Duty 4: Modern Warfare
High, AA4/AF16


В Call of Duty 4: Modern Warfare я опять наткнулся на залочку значения FPS, поэтому в этой игре не удалось выявить ее зависимость от количества процессорных ядер.



Crysis v1.2.0

cpu_test, high, AA4


gpu_test, high, AA4


harbor, high, AA4


В шутере Crysis разогнанный Core2 Duo с трудом догоняет дефолтовый Core 2 Quad в демкках gpu_test и harbor. В демке cpu_test, насыщенной физическими эффектами, разрыв между дефолтовым Core 2 Quad и Core2 Duo только увеличивается.



Crysis Warhead v1.0

ambush, gamer, AA4


frost, gamer, AA4


cargo flythrough, gamer, AA4


В демках ambush и frost наблюдается незначительная разница результатов. Тем не менее, разогнанный Core2 Duo не в состоянии обогнать дефолтовый Core 2 Quad. В cargo flythrough четырехъядерный процессор опять уходит в значительный отрыв.



Devil May Cry 4
very high, AA4/AF16

scene1


scene2


scene3


scene4


В Devil May Cry 4 Core 2 Quad в целом незначительно обогнал Core2 Duo. В зависимости от сцены, разрыв между процессорами достигает различных значений. Примечательно полное отсутствие прироста производительности от разгона четырехъядерного процессора. Этого достаточно для комфортного геймплея, даже на штатной частоте. Тем не менее, разогнанный Core2 Duo не смог догнать Core 2 Quad.



FarCry2 v1.0

ranch small, very high, AA4


playback, very high, AA4


В FarCry2 отлично показал себя четырехъядерный процессор: даже на штатных частотах он выдал практически равный результат с разогнанным двухъядерным собратом. Отдельно стоит отметить высокий показатель min fps у Core 2 Quad. Он позволяет более комфортно играть в этот проект, чем на Core2 Duo.



LostPlanet: Colonies
very high, AA4/AF16

area1


area2


В этой игре только разгон позволяет двухъядернику практически дотянуться до уровня неразогнанного Core 2 Quad, поскольку игра очень чутко отзывается не только на количество ядер, но и на рост их частоты. Тем не менее, при разгоне, квад уходит в недосягаемый для Core 2 Duo отрыв, что говорит о прекрасной оптимизации данного проекта под четырехъядерные процессоры.



Stalker: Clear Sky v1.5.07
very high, AA0/AF16

полное динамическое освещение


улучшенное полное освещение min


При улучшенном полном освещении результаты всех процессоров, независимо от ядер и частоты, идентичны. При полном динамическом освещении процессоры равны в номинале, а разгон приводит к несущественному превосходству Core 2 Quad. Также оба процессора показали практически нулевой прирост производительности при их разгоне. Это говорит о том, что для Stalker: Clear Sky достаточно любого процессора архитектуры Core 2, работающего на частоте 2400MHz и выше.



World in Conflict v1.03
very high, AA4/AF16



Бытует мнение, что игра World in Conflict прекрасно оптимизирована для четырехъядерных процессоров. Сегодняшнее тестирование показало, что это не так. На штатных частотах двухъядерный процессор показал практически равный результат с четырехъядерным. При разгоне процессоров, он незначительно отстал от своего старшего собрата.



Заключение

Среднестатистическая подборка результатов по всем играм выявила явное преимущество четырехъядерного процессора над двухъядерным.



Если рассматривать данный вопрос по конкретным играм, то:

1. В FarCry2 и LostPlanet: Colonies мы наблюдаем прекрасную оптимизацию под четырехъядерные процессоры. Этот девайс на штатных частотах без проблем обходит двухъядерного собрата.

2. Crysis, Crysis Warhead, Devil May Cry 4 и World in Conflict также показали неплохую оптимизацию под квады, но разрыв в производительности между двумя исследуемыми процессорами уже не такой значительный, как в вышеуказанных играх.

3. Полным разочарованием стала игра Stalker: Clear Sky. Она оказалась вообще не оптимизирована под четырехъядерные процессоры.

4. Темной лошадкой осталась игра Call of Duty 4: Modern Warfare, т.к. в ней был залочен счетчик FPS.

Ну что же, эра четырехъядерных процессоров вступает в нашу жизнь уверенной поступью. В шести играх из восьми протестированных квад продемонстрировал убедительное превосходство над двухъядерным собратом.

К сожалению, в данном тестировании не приняла участие игра GTA4. Тесты проводились в начале декабря, еще до ее релиза. В последующих исследованиях данного вопроса я обязательно включу эту игру в тестовый инструментарий.



Благодарю за помощь в редактировании статьи Hil и Armen.

Обсуждение статьи в конференции и Community of Hardware Enthysiasts.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают