PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB. Разбор полётов.
реклама
1. Введение
2. Видеокарта PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB, ее особенности, комплект по-ставки и разгон.
3. Тестовая система, драйверы, бенчмарки и игры, а также методика тестирования.
4. Производительность PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB и прирост производи-тельности от разгона.
5. Влияние сглаживания (Antialiasing) и анизотропной фильтрации (Anisotropic Filtering) на производительность.
6. Подбор процессора под видеокарту.
7. Заключение
Отмазки: всё, что написано в этой статье исключительно личное мнение автора, не претендующее на истину в какой-либо форме. Автор не несет ответственности за любые последствия - вмешательства вы делаете исключительно на свой страх и риск.
Введение
Здравствуйте! Сегодня мы рассмотрим и проведем тестирование видеокарты, которая не так давно являлась сильным игроком в mainstream классе. Оценим актуальность данного продукта и смысл его покупки.
Класс mainstream один из самых популярных классов у покупателей, так как сочетание цена /производительность в этом классе выше, чем в Low-end и High-end .То есть за небольшие деньги можно получить видеокарту, которой окажутся по зубам современные игры.
Итак, героиня сегодняшней статьи PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB:
(кликните по картинке для увеличения)
Лицо
(кликните по картинке для увеличения)
Видеокарта досталась мне в OEM комплектации, а точнее в потрёпанном жизнью анти-статическом пакетике и парой дисков: PowerDVD 5.0 и древние драйвера от ATI (спасибо фирме N).
Карта выполнена на РСВ от 9600PRO, различий в РСВ 9600PRO EZ ( /blog/ZUKMAN) и PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB я не нашел. Как бы это не сказалось на разгоне и стабильности!
Разглядев видеокарту поближе, я не нашел ни слова о фирме PowerColor, кроме надписи:
Powered by ATI – это означает что данная 9600XT произведена не самой ATI, а её партнером. Программы ATI Tray Tools и Everest определили её как TUL (PowerColor).
Система охлаждения на видеокарте "очень мощная и производительная".
(кликните по картинке для увеличения)
Тепловыделение у 9600ХТ небольшое, но стандартного охлаждения явно не хватит. Регулятор оборотов не работает, что тоже не радует.
(кликните по картинке для увеличения)
Под маленьким кулером скрывается ядро RV360, полненное на основе 0,13мкм техпроцесса с использованием low-k диэлектриков, стандартная частота GPU составляет 500MHz.
Radeon 9600XT
215r9jcca13f
6c8101.1
0438ss
Taiwan
В ядро встроен термодатчик, но в данном экземпляре он не работает. Включить термодатчик путем смены BIOS мне не удалось, так как нужного BIOS я не нашел, а редакторы для ATI не умеют включать термодатчик. Ядро RV360 отличается от RV350 только использованием low-k диэлектриков, повышенной частотой и термодатчиком. Обидно, когда из трех новых введений у тебя только два.
(кликните по картинке для увеличения)
Видеокарта имеет 256 Mb памяти DDR1, размещенной на лицевой и обратной стороне платы (8 чипов по 32 Mb ). Память фирмы Mira с временем доступа 5нс, рассчитанная на 400 MHz. Маркировка чипов видеопамяти: Mira p2s45p40btp. Память работает на частоте 406 MHz , что далеко от рекомендованных ATI 600 MHz. Информацию о фирме Mira и её продукции я не нашел.
Screenshot из Everest.
Разгон.
Разгон осуществлялся с помощью утилиты ATI Tray Tools v.1.0.5.815 автоматическим поиском максимальных частот. После прогонялся три раза 3DMark05, а также в других тестах.
С номинальных частот 500/406 MHz удалось разогнать до 600/410 MHz на стандартной системе охлаждения, но с обдувом вентилятора Zalman F1 (80x80) работающего от 5V. Память при этом сильно грелась, так как сильно греющиеся MOSFET –ы расположены рядом с памятью.
(кликните по картинке для увеличения)
Со стандартным охлаждением разгон неплохой, но давайте теперь о плохом.
После разгона появился отчётливо слышный писк с шипением, что является свидетельством работы дросселей с перегрузкой. Упрощенная цепь питания видеокарты дала о себе знать... Убрав разгон, я решил еще раз прогнать тесты и снова услышал писк с шипением, но он был намного тише, особенно хорошо его слышно при тесте "Bench" в ATT. Эта проблема не смертельна, но ничего хорошего в этом нет. Но на этом проблемы не кончились: после 2-3 часов игры в GTA San Andreas (с разгоном) экран чернеет, звук остается, и компьютер либо приходится перезагружать, либо изображение может вернуться через 1-2 минуты. Виной этому локальный перегрев некоторых зон GPU. Лечится это эффективной системой охлаждения или откатом на 30MHZ-50MHZ.
Сидеть сложа руки не по мне, а откатываться на 50MHZ не хотелось.
В голове были две мысли:
1. Поставить эффективный кулер, обдувающий всю плату;
2. Доработка цепи питания видеокарты сменой конденсаторов.
Было решено установить Zalman VF700-Cu, а вторую идею было решено отложить.
Внимание! Любая модернизация видеокарты, даже смена кулера лишит вас гарантии.
Покупать Zalman на видеокарту за ~3000р. как-то глупо. По этому VF700-Cu был одолжен у друга на тесты (за что ему большое спасибо!)
Установить правильно VF700-Cu не удалось: помешали два конденсатора, а деформировать Zalman не хотелось - все-таки он не мой.
Вследствие плохого прижима VF700-Cu разогнать удалось до 600/420 ,что меня не устраивает. И сделано было вот что:
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
С данной модернизацией получилось выжать 630/420MHz.
Тайминги были сначала повышены в 2 раза (все что смог) для нахождения максимальных частот работы памяти. Потом поочередно снижены для увеличения производительности.
Для тех, кто не понял последние 2 строчки, советую прочитать эту статью: ( /blog/Nordling).
Посмотреть тайминги можно здесь:
Default: Timings1; Timings2; Timings3
После манипуляций: Timings1; Timings2; Timings3
Ссылки сделать не получилось, так что вот архив (21кб).
http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=11882&filename=picture.rar
Тесты были проведены на следующей конфигурации системного блока:
Материнская плата: Asus P4P800SE rev. 2.0 BIOS v. 1011.
Процессор: Intel Pentium 4 3,0E, mPGA-478 1Mb, 800MHz FSB (Prescott,D0, Stepping 4);
Система охлаждения CPU: Intel Original (Box)
Термоинтерфейс: Алсил-3;
Оперативная память: Samsung (TCCC) 512MB DDR PC3200 (2.5-3-3-5);
Жесткий диск: 120Gb IDE Seagate Barracuda 7200.8;
Привод: TEAC DW-552G
Блок питания: Родной Microlab на 350W
Корпус: Microlab S 41 04 + один корпусный 80-мм вентилятор Zalman (~1750RPM, 7V);
Монитор: LG FLATRON L1730S (1280x1024, DVI, 60Hz).
Все тесты были выполнены в операционной системе Windows XP Professional Service Pack 2, установленной на первый раздел жесткого диска объемом 15 Gb. Все бенчмарки и игры были установлены на второй раздел винчестера объемом 48 Gb. Ненужные сервисы были отключены, эта ОС работает каждый день.
Тестирование проводилось с использованием системных драйверов Intel Chipset Software Installation Utility (родные) и библиотек DirectX 9.0с (Dec2005). В качестве драйверов видеокарт ATI использовались Catalyst 5.13. VSync во время проведения тестов был отключен.
На номинале производительность процессора достаточна для раскрытия потенциала видеокарты, но, учитывая специфику сайта, Intel Pentium 4 3.0GHz был разогнан до 240 MHz FSB и результирующей частоты в 3600 MHz:
Напряжение ядра при этом номинальное - 1.4 V. Частота работы оперативной памяти равнялась частоте FSB, или 240 (480) MHz с таймингами 2.5-3-3-6 при напряжении 2.7 V.
В драйверах Catalyst оптимизации (Catalyst AI) были использованы в максимально возможном режиме "HIGH". Оптимизация анизотропной фильтрации в драйвере Catalyst была активизирована в играх (если она в них есть) или с помощью ATI Tray Tools .
• Aquamark3 Pro Plus
• ATI Tray Tools Benchmark v 1.0.5.815.
• 3DMark 2003 – build 3.2.0.0, 1024x768, default settings.
• 3DMark 2005 – build 1.1.0.0, 1024x768, default settings.
• 3DMark 2001 SE - default settings.
• Need for Speed Most Wanted – кольцо "Периметр города" (1/29), замерялся
вручную минимальный и максимальный Fps, после подчитывался средний
результат.
• Unreal Tournament 2004 (DirectX) – тестировался BotMatch "Convoy"
при установках графики "Maximum Detail Settings".
• Quake 4 (OpenGL) – Final v 1.0.0.0. build 2147, собственное демо,
однократный прогон демки. Однократный, потому что игру проходят один
раз, не перезагружая каждый уро-вень.
• Half-Life 2 (DirectX 9.0) – собственное демо, однократный прогон демки.
• The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – максимальное
каче-ство графики, Shader 2.0. Использовалось демо BenchemallDemo.
• F.E.A.R. – v 1.0.0.0
• Battlefield 2- Run default demo. (BenchemAll)
В зависимости от специфики тестов и методики проведения тестирования в некоторых разделах статьи был использован не весь набор вышеперечисленных игр.
3DMark06 не принимал участия в тестировании, но его результат можно выразить словами: «Брат, выкини эту фигню!!!! Да и процессор можно выкинуть... Впрочем, и весь системник!!!!»
Производительность PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB и прирост производительности от разгона.
Начнем с полусинтетики:
Тесты Aquamark 3 основаны на базе реального игрового движка AquaNox, так же существует игра "AquaNox" (движок AquaNox разумеется). Производительность видеокарты приемлима в данном приложении, но играбельности в тяжелых режимах ждать не стоит.
Синтетика:
Пропускная способность памяти является главным фактором в этом тесте. Так что 9600XT (128bit + 400MHz 256MB) в конце списка.
Видеокарта звезд с неба не хватает, но в производительности среди 9600-ых радиков находится на достойном уровне. Учитывая, что память работает на частоте 420MHz, это вообще маленькое чудо.
Если смотреть на показания марков, то становится понятно, что в старых играх (3DMark01) радик силен, в более новых (3DMark03) играбельность сохраняется, а в приложениях ближайшего будущего про красивую графику можно забыть.
Возвращение в реальность... А теперь реальные игры:
Производительность 9600ХТ достаточна для этой игры. Странное явление в наши дни.
Эти результаты были получены при Computer: Maximum и настройках:
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Играть при таких настройках можно, но только если через годик купите себе кожаную плетку...
Не удивляйтесь - это садомазохизм, человек ко всему привыкает. Если поставить настройки ниже, то теряются все прелести игры. Вот такой компромисс.
На 9600ХТ Quake 4 с настройками Ultra Quality превращается в слайд-шоу.
В остальных режимах графики Radeon 9600XT показывает весьма играбельный Fps.
Демка не передаёт спецэффекты, которые есть в игре, поэтому реальные значения Fps немного ниже.
Демо в Quake 4.
Для того, что бы записать демку в Quake 4 (Final v 1.0.0.0. build 2147 для других версий немного подругому.) нужно во время игры в консоли(Ctrl+Alt+Ё) ввести Recorddemo, чтобы остановить запись Stop Recording.
Потом в консоли вы увидите: Stop Recording demo/demo000.demo Где demo000.demo название вашей демки. Для запуска демо введите Timedemo / demo000.demo
После прокрутки демо увидите свой результат.
Не протестировать эту игру было бы кощунством – NFS Most Wanted:
Custom настройки приведены ниже, а остальные настройки - на максимуме.
(кликните по картинке для увеличения)
Картина печальна... Играбельности можно добиться только на маленьком разрешении и при средних настройках графики.
Главную роль в этой игре играет процессор, а он справляется со своей задачей.
Результаты, полученные в разрешениях 1600х1024, 1600х1200 и 1280х1024 можно списать на погрешность, но, помоему, во время тестирования просел блок питания.
Записывая демо в HL2, я не пытался нагрузить по максиму видеокарту, а просто играл. Вследствие этого демо получилось не очень требовательным к железу.
Производительность видеокарты в Half Life 2 на должном уровне.
Для полноты данных я привел Min, Max, Average (среднее) значения Fps. Результаты демо BenchemallDemo ниже игрового минимума (25-30Fps). Но не нужно спешить с выводами: в недалеком прошлом я прошел эту игру при настройках: 800х600 и всё на максимуме. (AA0). Представьте мое удивление, когда я получил эти цифры! С большим недоумением я запустил игру (800х600 и всё на максимуме без AA) и начал тестировать.
Пройдя несколько уровней, смотря на значение Fps, мною сделаны были следующие выводы:
Среднее значение 30 Fps, изредка проседает до 25.
Демка оказалась более ресурсоемкой, чем сама игра. Этому есть два объяснения: автор демки постарался при записи демо или некорректный бенчмарк в самой игре.
В общем, от разгона прибавилось 316 птичек.
Изменение таймингов дает прирост в 85 птичек, а повышение частот с 500/406 до 630/420 дает 231 птичку.
Пропускная способность памяти сдерживает возросшую производительность GPU.
Прирост производительности от разгона в HL2 на лицо.
В Quake4 разгон дает неплохой прирост кадров в секунду. А 6,5 FPS то нелишни!
Прирост производительности маленький, но все же есть.
Прирост Fps незначительный, для UT2004 разгонять видеокарту бессмысленно. Я лично не вижу разницы между 55 и 60 Fps, это только цифры.
Влияние сглаживания (Antialiasing) и анизотропной фильтрации (Anisotropic Filtering) на производительность.
Использование тяжелых режимов (AF16+AA4) сильно снижает производительность. Использование AF8+AA2 более приемлемо для 9600ХТ. Если Fps в игре ниже 40, то использовать Antialiasing, Anisotropic Filtering не стоит.
В общем 9600ХТ неплохо справляется с анизотропной фильтрацией, а активация полноэкранного сглаживания - удел более производительных карт.
Подбор процессора под видеокарту.
На одном классном сайте этот вопрос был подробно разобран:
/lab/show/15723/Processorozavisimost_videokart_na_chipah_Radeon._Chast_III_Radeon-9600XT_na_platforme_AMD -для AMD
/lab/show/15666/Processorozavisimost_videokart_na_chipah_Radeon._Chast_I_Radeon_9600XT_na_platforme_Intel - для Intel
В общем, для 9600ХТ достаточен процессор Intel Pentium 4 2,6MHz или любой эквивалентный ему по производительности.
Заключение.
Ещё немного и семейство 9600 превратится в историю и навсегда исчезнет из прайсов компьютерных фирм. На смену ему встанет всеми нелюбимое семейство X1300.
Ну что ж, жизнь у этого семейства была долгая и в свое время звездная.
Познакомившись с PowerColor Radeon 9600XT Bravo 256MB, меня удивило, что даже именитые производители могут так напортачить (9600PRO с видеопроцессором от 9600ХТ). Такое присуще только популярной фирме Noname. Видимо, поэтому на карте нет фирменных наклеек.
Цитирую одного из конкурсантов: " Как наверняка уже многие знают, BRAVO версии видеокарт фактически обозначают ориентирование данного продукта для оверклокеров. Вот он, "оверклокерский Radeon"". В моем случае BRAVO это рекламный ход, что бы вы-делить видеокарту из общей массы. Так что совет на будущее: не верьте всяким пристав-кам типа: Bravo 256MB, Super 512 MB, Speedy Edition (Ultra), Professional и все в этом духе.
К минусам видеокарты можно отнести:
1. Отсутствие термодатчика.
2. Отсутствие регулятора оборотов вентилятора.
3. PСB от 9600PRO, вследствие этого плохая память и система питания.
4. Непродуманное размещение радиодеталей на плате.
5. Плохая система охлаждения, но очень тихая.
6. Бедная комплектация.
7. Неактуальная производительность.
К плюсам:
1. Хорошая разводка платы и элементы платы.
2. Ну и всё, больше ничего.
К приобретению данная карта не рекомендуется по выше перечисленным причинам. И все же это карта имеет право нести гордое имя RADEON.
P.S
Надеюсь, что моя статья кому-нибудь понравится и пригодится.
Хочу сказать спасибо моему другу за помощь, оперативную память и VF700-Cu.
А ещё спасибо моим родителям за помощь и за то, что они у меня есть.
Статью написал Тимур aka Desperado.
Свои мнения, вопросы и отзывы можете оставить здесь:
( https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=126819).
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают