Intel Core i3-4350 + Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 GAMING 6GB
Одной из самых популярных на сегодня тем для обсуждения, служит вопрос от том, какие процессоры нужны для «раскрытия великого потенциала» видеокарт семейства GeForce GTX 10хх. Так как в моём распоряжении появилась видеокарта Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 GAMING, с 6 ГБ памяти на борту, я тоже решил внести свои пять копеек в практическое исследование данного вопроса.
Кофигурация компьютера, на котором я производил свои нехитрые эксперименты следующая:
Системная плата Asus Z97M-Plus (2 PCI, 2 PCI-E x16, 1 M.2, 4 DDR3 DIMM, Audio, Video, Gigabit LAN)
ЦП DualCore Intel Core i3-4350, 3600 MHz (36 x 100)
Кулер процессора Thermalright Macho 120 rev.A (вентилятор Slip Stream PWM 120мм 1200 об/мин)
3D-акселератор Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 GAMING [GV-N1060G1 GAMING-6GD]
Память
DIMM Kingston HyperX KHX2133C11D3/4GX 4 ГБ DDR3-1333@2133 CL11-12-11-32
DIMM Kingston HyperX KHX2133C11D3/4GX 4 ГБ DDR3-1333@2133 CL11-12-11-32
DIMM Kingston HyperX KHX2133C11D3/4GX 4 ГБ DDR3-1333@2133 CL11-12-11-32
DIMM Kingston HyperX KHX2133C11D3/4GX 4 ГБ DDR3-1333@2133 CL11-12-11-32
SSD PLEXTOR PX-128M5S ATA Device (128 ГБ, SATA-III)
HDD Hitachi HTS721010A9E630 2.5" 7200rpm Cache 32MB (1000 ГБ, SATA-III) в Scythe Schm — 1000 Himuro Mini Fanless
Корпус Chieftec LBX-03SL-SL-SL (вентилятор Zalman F4 135мм)
Блок питания Chieftec CTG-550-80P 550 ватт (вентилятор Thermalright TR-FDB-1600)
Монитор, подключенный к данной машине, имеет разрешение FullHD.
Для мониторинга параметров видеокарты, использовалась утилита GPU-Z 0.8.0.
Для мониторинга частоты кадров, использовалась утилита Fraps 3.5.99
Для мониторинга загрузки процессора, использовался системный монитор в диспетчере задач
Операционная система Windows 8.1 64.
Версия драйвера 173.06
Кривая вольтажа видеокарты
Память видеокарты работает на частоте 2003,4 МГц во всех режимах, максимальный буст по ГПУ — 2025 МГц.
Ну а теперь посмотрим, как Intel Core i3-4350 в связке с Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 GAMING 6GB, покажет себя в актуальных и не очень играх, на разрешении FullHD.
Far Cry 4
Все настройки на максимум, сглажка SMAA, вертикальная синхронизация включена.
Frames: 6199 — Time: 103921ms — Avg: 59.651 — Min: 52 — Max: 61
Как видим, процессор не напрягается, загрузка ЦПУ и до 60% не доходит, да и видеокарта остаётся недогруженной большую часть времени. Сама игра, идёт вполне себе плавно, и без каких либо дёрганий.
Минимальные настройки графики, вертикальная синхронизация отключена.
Frames: 35500 — Time: 293657ms — Avg: 120.889 — Min: 83 — Max: 160
Тут нагрузка на процессор увеличивается почти в двое, и местами доходит до 80%. Но и в этой ситуации процессора явно хватает, и даже есть небольшой запас.
The Witcher 3: Wild Hunt
Настройки графики общие — пресет «запредельные», постобработка — пресет «высокие», вертикальная синхронизация включена, ограничение кадров 60.
Frames: 206 — Time: 3921ms — Avg: 52.538 — Min: 51 — Max: 55
Процессор прогружается до 90%, а видеокарта на все 100%. Запаса по мощности у процессора уже почти нет, но и того что есть, вполне хватает. Игра идёт ровно и плавно. Никаких фризов, лагов и разрывов кадров, не обнаружено.
Настройки графики общие — пресет «низкие», постобработка — пресет «низкие», вертикальная синхронизация отключена, ограничение кадров «без ограничений».
Frames: 18699 — Time: 144438ms — Avg: 129.460 — Min: 109 — Max: 152
Максимальное значение загрузки процессора по прежнему в районе 90%, но загрузка стала очень равномерной. Видеокарта по прежнему грузится на полную.
Rise of the Tomb Raider
Максимльные настройки графики, сглажка FXAA, вертикальная синхронизация — тройная буферизация. Первая локация в Сибири.
Frames: 6291 — Time: 104860ms — Avg: 59.994 — Min: 59 — Max: 61
Как видим, процессор нагружен менее чем на 50%. Загрузка ГПУ выше среднего, но 100%, как на Ведьмаке 3, тут и не пахнет. Зато память используется почти вся, что есть — 5,7 ГБ из имеющихся шести.
Минимальные настройки графики, вертикальная синхронизация отключена. Сирия, коридоры внутри храма.
Frames: 38051 — Time: 279422ms — Avg: 136.178 — Min: 108 — Max: 212
Тут процессор нагружен по полной, но не на 100%. Видеокарта отдыхает, а потребление набортной видеопамяти упало до 1,2 ГБ.
В любой игре, с открытым миром, есть местности, где нагрузка на видеокарту, заметно больше, чем в других локациях. В Far Cry 4 — это джунгли в долине Банапура, а The Witcher 3: Wild Hunt — это Новиград, но в упомянутых играх разница с остальными локациями хоть и заметна, но от общего уровня производительности отличается явно не в разы. В Rise of the Tomb Raider положение иное. Тут видеокарту нагружает и окружение и даже снаряжение героини. При полном открытии всех нарядов, оружия и аксесуаров, разница, с вариантом на старте сюжета, хоть и небольшая, но есть. Самый важный момент в этом, что увеличивается максимальное потребление видеопамяти, и временами её потребное количество превышает набортные 6 ГБ. Это естественно отрицательно сказывается и на производительности видеокарты и увеличивает нарузку на процессор. Что касается местности, то самая аномальная локация — это Советская база. Поэтому я счёл нужным сделать замеры нагрузки и там, чтобы иметь более полную картину. Тем более что Rise of the Tomb Raider — это игра сделанная по «новым правилам», которые подразумевают выход игр и на консолях и на ПК, и при этом она умеет работать с новыми видеокартами, имеющими большой объём памяти. Большинство новых игр будут такими же универсальными решениями, поэтому довольно интересно посмотреть что можно ожидать от новинок.
Настройки для теста я выбрал следующие:
Главная героиня одета по полной, перемещения только по поверхности, потому как заход в подземелья сразу повышал ФПС.
Frames: 21632 — Time: 393250ms — Avg: 55.008 — Min: 36 — Max: 61
Как видим, потребление набортной памяти видеокарты 100%, и система хорошо нагружена. Но процессора всё ещё хватает.
Та же местность и условия, но настройки минимальные.
Frames: 17648 — Time: 187000ms — Avg: 94.374 — Min: 63 — Max: 145
Вот тут, мы впервые видим как производительность упёрлась в мощность процессора. В прочем, минимальный ФПС больше 60, так что особого значения это не имеет. Но разница с аналогичным замером в локации «Сирия», примерно в 1,5 раза. К стати, на скриншотах, точка между подъёмным краном и колодцем в подземелье — это одно из «проклятых мест», где посмотрев на право 60 ФПС, а посмотрев на лево, 40 ФПС.
Grand Theft Auto V
Максимльные настройки графики, вертикальная синхронизация включена.
Frames: 14012 — Time: 230015ms — Avg: 60.918 — Min: 55 — Max: 63
Загрузка процессора от 60% до 90%, видеокарта тоже работает далеко не на пределе своих возможностей.
Минимальные настройки графики, вертикальная синхронизация отключена.
Frames: 12028 — Time: 109078ms — Avg: 110.270 — Min: 90 — Max: 168
Загрузка процессора 90%, видеокарта вообще бездельничает. Минимальный ФПС более 60.
Mafia III
Максимльные настройки графики.
Frames: 8092 — Time: 211828ms — Avg: 38.201 — Min: 30 — Max: 50
Как видим, процессор, даже в пиковой нагрузке, едва выходит за 70%, а вот видеокарта загружена фактически на 100%.
Минимальные настройки графики, вертикальная синхронизация отключена.
Frames: 30630 — Time: 371750ms — Avg: 82.394 — Min: 62 — Max: 104
По полной загружены и процессор и видеокарта. Минимальный ФПС более 60.
Ну а теперь, пара героев прошедших дней.
Metro: Last Light
Максимальные настройки графики, вертикальная синхронизация включена.
Видеокарта работает на частстоте 948 МГц по чипу, процессор тоже не горит трудовым энтузиазмом.
Минимальные настройки, вертикальная синхронизация выключена.
Frames: 13768 — Time: 140594ms — Avg: 97.927 — Min: 77 — Max: 133
Видеокарта наконец-то стала работать на штатной частоте по чипу, но при этом загрузка ГПУ в районе 30%. Нагрзка на ЦПУ не изменилась.
Wolfenstein: The Old Blood
Максимальные настройки графики, сглажка х8.
Как видим, видеокарта загружается хоть и не равномерно, но о недогрузке тут говорить не приходится. Процессор изредка прогружается выше 70%, но в целом нагрузка скорее средняя. К стати, Wolfenstein: The Old Blood — это одна из немногих, более менее современных игр, для которых сглажка действительно полезна. Тяжёлое консольное наследство, в виде текстур с низкой детализацией, заставляет применять визуальные улучшения.
Минимальные настройки, вертикальная синхронизация выключена.
Очень сильно упала нагрузка на видеокарту, и не так сильно, но тоже вполне заметно, на процессор. Что в общем-то ожидаемо, учитывая что ограничение в 60 кадров в этой игре не отключается.
С современными играми, в разрешении FullHD и однопользовательском режиме, связка Intel Core i3-4350 + Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 GAMING 6GB, без проблем справляется даже в максимальном качестве графики. Процессору хватает и производительности, и скорости.
Но тут надо отметить один нюанс. В моей системе Intel Core i3-4350 работает с памятью DDR3 2133 МГц. При такой конфигурации, его производительность примерно на 10% меньше чем у Intel Core i3-6300, с памятью DDR4 2133 МГц. При этом, в том же The Witcher 3: Wild Hunt, скорости процессора хоть и хватает, но уже впритык. Современные игры, любят высокие тактовые частоты процессоров. Так что для работы в паре с GeForce GTX 1060, крайне желательно использовать I3 с максимальной тактовой частотой. То есть модели i3-6320 или i3-4370, причём последний с памятью DDR3 2133 МГц, что в свою очередь потребует материнской платы с чипсетом Z серии. Так что Haswell Refresh интересен только при покупке материнской платы и памяти на вторичном рынке, благо и того и другого, сейчас продаётся достаточно. При сборе новой системы, i3-6320 вне конкуренции, потому как не требует дорогой материнской платы и памяти, можно обойтись и бюджетными решениями, а вот цена на него не сильно отличается от цены на тот же i3-4370.
Ещё один момент, на который я хочу обратить внимание — это снижение нагрузки на процессор. До GTX 1060 с 6 ГБ памяти, в этом же компьютере стояла GTX 960 с 2 ГБ памяти. После замены видеокарты, максимальная загрузка процессора в Far Cry 4 упала с 75% до 55%, а минимальный FPS вырос с 34 до 66 кадров в секунду. Такую же картину я, в своё время, наблюдал на системе с процессором Q6600. Там замена Radeon 1950 на Radeon 3780, снизила нагрузку на процессор в двое, а минимальный FPS в играх вырос в 2-3 раза. Соответственно, связка I3 и GeForce GTX 1060, будет лучше всего работать в играх, где производительности видеокарты будет хватать. В этом свете, использование I3 и GeForce GTX 1060 3ГБ не лучший выбор, потому как при не достаточном количестве набортной памяти видеокарты, недостающая берётся из оперативки. Соответственно, резко растёт нагрузка на процессор, а запаса по скорости и производительности у i3 маловато. Особенно ярко, это будет проявляться на играх, которые любят много видеопамяти, таких как Rise of the Tomb Raider или DOOM 4.
Ну и самый насущный вопрос. С какими играми связка I3 и GeForce GTX 1060 6 ГБ может не справиться в разрешении FullHD? На мой взгляд, проблемы могут возникнуть с некоторыми онлайн проектами, в которых присутствует достаточно качественная графика, и возможны замесы, в которых принимают участие одновременно десятки игроков, в одной локации. Проблема тут в том, что у таких игр, движки были написаны не вчера и даже не год назад, а гораздо раньше, и возможности современных видеокарт, в них просто не используются. Соответственно резко возрастают требования к процессору, который берёт нагрузку на себя. Но особой проблемы я тут не вижу, потому как фанаты таких проектов прекрасно знают, что при определённых условиях, их любимая игра и i7 нагнуть может. Так что на вряд ли они будут рассматривать i3 как процессор для игровой машины в принципе. С новыми игровыми онлайн проектами, проблем не ожидается. Помимо старых движков, с такими играми есть ещё одна проблема — фоновые задачи использующие сеть. Например торенты. В своё время меня очень удивило что любой i5 прекрасно справляется и с игрой, и с трансляцией по сети, и с торентокачалкой, при этом не не тормозя вообще нигде, а вот i3, не на много уступающий ему в производительности, в той же системе, явно не справлялся, с задачей обеспечения плавности игрового процесса, при работающих фоновых задачах, использующих сеть. Дело в том, что четырёх ядерный процессор, может позволить выделить одно ядро под систему и фоновые задачи, а остальные использовать под приорететное приложение, т.е. игру. Двухядерный процессор, вынужден время от времени отдавать часть ресурсов использующихся для приорететной задачи, фоновым, а это лаги в игре. Так что этот нюанс тоже нужно учитывать. Но опять же, особой проблемы я в этом не вижу. Сейчас у многих с сетью работают файлонасосы, NAS'ы и домашние сервера, соответственно и мешающих фоновых задач нет. Если же у вас компьютер универсальный и всё крутится на нём, то двухядерник не ваш выбор.
А теперь о главном. Какокой же процессор достаточен для «раскрытия видеокарты» GeForce GTX 1060 с 6 ГБ памяти на борту? Судя по тому что я вижу, любой, чьё название начинается на букву i, и относящийся к 6 поколению архитектуры коре. Резкое повышение производительности видеокарт семейства GeForce GTX 10хх, так же резко понизило и требования к процессорам. Так что в компьютере с Паскалем на борту, требования к процессору, практически не зависят от видеокарты, а по большому счёту определяются задачами, в том числе и игровыми, которые этот компьютер выполняет.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила