Gainward HD 4850. CrossFire и мастштабирование в различных условиях. Часть 1.

для раздела Блоги
Предисловие.
"Я всё-таки это сделал!" – моё ликование, наверное, слышали даже соседи.. ))
Эту статью я задумал написать ещё в конце августа этого года, однако в силу огромного количества субьективных и обьективных причин мне не удавалось этого сделать. Сначала мне задержали доставку моей матплаты, затем я потерял время на поисках мостиков для CrossFire которых не оказалось в комплекте с видеокартами, потом я кучу времени провел в анализировании множества тестов и подборке методики тестирования, в какой-то момент, я просто не мог заставить себя заняться этим делом по причине отсутствия у меня нужного количества тестовых приложений и т.п. За это время я успел написать на ПС 2 статьи: про бюджетную материнку Foxconn для 775 сокета, и про «инвалида-9800 GT». Собственно последняя и стала отправным моментом к написанию этого материала, так как в ней я впервые проверил методику тестов видеокарт, т.к. без этого писать статью такого масштаба было бы глупо. И разумеется меня подтолкунул обьявленный на сайте "Конкурс статей" ;)
Я много раз серьёзно менял тематику тестирования, и в итоге пришел к теме масштабирования CrossFire в зависимости от частоты и типа CPU, т.к. обычных тестов уже предостаточно, но ходит множество споров какой же всё-таки нужен процессор для того чтобы связка раскрылась. При этом мнения бывают диаметрально противоположные, но всё же большинство утверждает что частота процессора должна превышать 3ггц и стремиться к 5ггц...
Кроме того мне было интересно, хватит ли для одиночной карты низкочастотного квада.

Итак…
Героями сегодняшнего тестирования будут две мои видеокарты Gainward Radeon HD 4850.
На момент покупки их совокупная стоимость стоимость была на уровне nvidia GeForce GTX260, и поэтому я решил взять именно связку, которая по моему мнению должна была обеспечить большую скорость в игровых приложениях.

Собственно парочка.

РСВ у видеокарты 1 в 1 как у Palit Sonic (в данный момент Gainward как раз и принадлеждит Palit), но память стоит другая, Samsung(что сразу меня огорчило, и как оказалось не зря..).

Питание GPU 3х фазное, а памяти 1 фазное. Радиаторов на MOSFET’ах нет, и охлаждаются они только путём обдува их воздухом от кулера видеокарты, впрочем нагреваются они сильно, но т.к. на них можно в течении 5-7 секунд держать палец, то их температура скорее всего не превышает 70 градусов, что лично для меня приемлемо. На видеокарте присутствует 8-pin разъём питания, и если вы не подключите его, либо подключите 6-pin без переходника карта не запуститься, благо переходник с 6-pin на 8-pin идёт в комплекте.
Кулер, закрытый кожухом, представляет из себя металлический(судя по весу, алюминиевый) радиатор с вентилятором, он немного отличается по форме от Palit’овских, Но в целом повторяет их «конструкцию», если по отношению к куску металла так можно выразиться.. ))
В автоматическом режиме кулер шумит не сильно, но заметно на фоне 120мм вентиляторов корпуса Thermaltake Matrix вращающихся со скоростью 1000 о/м. при этом температурные показатели вполне приемлемые и температуры явно ниже чем на референсном охлаждении HD 4850, впрочем далось это ценой тишины. А в режиме 100% оборотов кулер шумит так, что его в пору ставить где-нибудь в сталелитейном цехе, но не дома, а эффективность выросла не то чтобы очень сильно.. Отмечу что греются карты по разному, одна в целом холоднее чем другая на пару градусов, но её контроллер памяти греется значительно сильнее (до 82С в автоматическом режиме).. поэтому дабы избежать перегрева, я поставил 2ю карту вниз…
Вот результат минутного прогона FurRendering Benchmark


Видеокарты для теста я не разгонял, т.к. мои экземпляры получились крайне неудачными и с трудом работают на частотах 675/2000 максимум. А возможности сделать вольтмод (хард, т.к. софтвольтмод не работает, и "карандаш" тоже) у меня не было.


Тестовая система и методика тестирования:
Процессор - Intel Core 2 Quad Q6600 G0 2,4GHz FSB 266MHz
Матплата - ASUS P5Q Pro Intel P45 BIOS 1406
ОЗУ - 2*2Gb DDR2-800 Kingston CL5 5-5-5-15 2T PL9
HDD - Seagate Barracuda 7200.11 500Gb SATA2
БП - Thermaltake PurePower RX W0144 600W
Монитор - Samsung 931BW(1440*900)

Тестирование я проводил в операционной системе Windows Vista Ultimate 64-bit SP1.
Драйвера для чипсета: Intel Inf Driver 9.1.1007
Драйвер для видеокарты amd : ATI Catalyst 8.11.
Драйвер для видеокарты nvidia : NVIDIA ForceWare 180.48.
Драйвер ускорения физики : PhysX 07.11.13
Библиотеки DirectX от ноября 2008.

Все тесты проводились в разрешении 1280*1024 (кроме GTA 4 в которой было выставлено 1440*900), как самом популярном и ходовом, и в силу отсутствия у меня монитора с большим разрешением.
Мои методика во многих тестах повторяет методику Jordan и используется с его разрешения.

Система во время тестов работала в следующих режимах:
1. Штатный. Частота процессора 2400МГц(266,6*9). Частота FSB 1066,6МГц(266,6*4). Частота ОЗУ 800МГц, 2х канальный режим работы, тайминги 5-5-5-15 2Т PL9.

2. "Стандартный" разгон. Частота процессора 3600МГц(400*9). Частота FSB 1600МГц(400*4). Частота ОЗУ 800МГц, 2х канальный режим работы, тайминги 5-5-5-18 2Т PL9.
3. "Экстремальный" разгон. Частота процессора 4000МГц( 500*8 ). Частота FSB 2000МГц(500*4). Частота ОЗУ 1000МГц, 2х канальный режим работы, тайминги 6-6-6-18 2Т PL13.


Система в сборе

Во время проведения тестов под руку подвернулась Palit GeForce 9800GT Sonic - урожденная GeForce 8800GT, которая год назад стоила как раз тех денег, что я отдал за мой тандем. Так что я решил добавить ещё и её результаты.


Тесты.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) – версия игры 1.005, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась демо-запись “ixbt3” (тройной цикл теста)


CrossFire показывает хороший прирост, всё плавно и без лагов. Разогнанная 9800GT на новых драйверах идёт вровень с 4850.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 10/10.1) – версия игры 1.5.07, профиль настроек качества "Улучшенное полное освещение", использовалась демо-запись "s04"(автор Jordan) (тройной цикл теста). Методика тестирования здесь.



Отличная, я бы сказал ВЕЛИКОЛЕПНАЯ масштабируемость CrossFire. Игре явно не помешала бы 4870х2. 9800gt sonic отстает от 4850.

Devil May Cry 4 (Direct3D 10) – версия игры 1.0, максимальные настройки качества графики ("Super High).




И вновь отличный прирост от использования 2й карты. 4850 серьёзно обходит 9800gt. Результаты "плавают" очень сильно.

LostPlanet Extreme Condition (Direct3D 10) – версия игры 1.4, настройки DX10 и и прочие максимальные.




В игре, которая была "бичем" карт Radeon HD2х00 и HD 3х00, CrossFire опять показывает отличные приросты. Без сглаживания 9800GT обходит 4850, однако при его включении, 4850 идёт не теряя скорости, а вот 9800 проседает и начинает проигрывать. Вот оно "халявное" сглаживание

Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) – версия игры 1.7.568, настройки графики и текстур выставлены на уровень "Extra", демо "d3" на уровне “Bog“. Методика тестирования описана здесь.



Игра явно процессорозависима. При повышении частоты процессора CrossFire начинает давать неплохой прирост, но при штатной частоте, особенно в случае без использования методик улучшение качества изображения, толку от CrossFire = 0. 4850 немного обходит 9800gt.

PT Boats Knights of The Sea. Bench.(Direct3D 10) - максимальные настройки качества графики.

В этом бенчмарке, традиционно отдающем первенство картам nvidia, 9800gt обходит 4850. CrossFire работает, но толку от него немного.

Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) – версия игры 1.5, максимальные настройки графики, демо “d5” (автор Jordan) на уровне "Salvage", Finland




Неплохая масштабируемость, но опять же, только при разгоне CPU. 4850 вновь проявляет себя при включении сглаживания и уходит в некоторый отрыв.

Call of Juarez(Direct3D 10) – версия 1.1.1.0. Прогон бенчмарка.Настройки бенчмарка максимальные.



В традиционном "ATI" бенчмарке, CrossFire всегда показывает великолепные приросты, а 4850 камня на камне не оставляет от 9800.

Crysis (Direct3D 10) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “VeryHigh”, двукратный цикл теста видеокарты gpu_bench с помощью утилиты Crysis BenchmarkTool v1.0.0.5



Игре явно не хватает процессорной мощи. Думаю 4ГГц i7 или 5ГГц Е8600, смотрелся бы здесь весьма кстати. 9800GT Sonic примерно равна 4850 в актуальном режиме без сглаживания. При его включении 4850 уходит далеко "вперед", но играть, само собой разумеется, абсолютно не реально.

Crysis WARHEAD (Direct3D 10) – версия игры 1.1.1.690, профиль настроек “ENTSUSIAST”, двухкратный цикл теста видеокарты на уровне "frost" из бенчмарка Crysis WARHEAD Benchmark Tool (beta 0.31).



Или Warhead научили таки использовать 4х ядерные процессоры, или я что-то не так померял. Соотношение между 4850 и 9800 такое же, как и в оригинальной игре.

Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) – версия игры 1.3, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), Motion Blur и Hardware Physics активированы, тестировалась “Fly By”-сцена на уровне “DM-ShangriLa” (два последовательных цикла), использовался бенчмарк HardwareOC UT3 Bench v1.3.0.0




Ситуация напоминает EnemyTerritory, с той разницей что при включении АА, в отрыв теперь уходит GeForce.

World in Conflict (Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.9(b89), профиль качества графики “Very High” и прочие максимальные. DirectX 10 рендеринг активирован;Прогон бенчмарка.



Игра просто пожирает ресурсы процессора.


FarCry 2(Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.0. Настройки качества Ultra High. Демо Ranch Small.



В "Нашумевшем" не так давно Far Cry 2, CrossFire даёт заметные приросты только в режимах со включенным АА и AF. 4850 так же превосходит 9800 при включении сглаживания. Странно. Крику про DX10.1 и поддержку ATI было море.. впрочем дальше у нас более интересный обьект тестирования.

GTA 4 – версия игры 1.0, максимальные настройки графики в игре. Прогон встроенного бенчмарка.


Добавленная в самый последний момент уже хитовая GTA4 немного не соответствует "сегодняшним" тестам, т.к. была проверена в другом разрешении и без участия gefroce(которую я уже отдал владельцу). Игра явно очень голодная до процессора и (видео)памяти.. Crossfire работает, не более того. Ждем Catalyst 8.12.

Анализ результатов

Теперь давайте посмотрим на сводные графики прироста производительности.







Можно сразу выделить игры которым всё равно какая частота у процессора, и те которым нужно "очень много процессора".
К 1м можно отнести: S.T.A.L.K.E.R Clear Sky, Devil May Cry 4, LostPlanet, Call of Juarez.
Ко 2м: Call of Duty 4, Crysis, GTA4, World in Conflict.
Отдельной статьёй проходит PT Boats бенчмарк которому нужен не столько процессор, сколько geforce


Вот такие вот приросты. ))
Думаю и без меня уже было известно что 4850 в целом немного быстрее чем 9800GT. И то что ATI(а может AMD??) подтянула не только свои карты на отличный уровень, но и драйвера на такой, что иногда есть смысл взять 2 карты подешевле, чем одну подороже...

В следующей части я проверю, насколько игры в наше время "приучены" к 4м ядрам моего процессора.


Конструктивная критика и пожелания сюда http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=263475&start=120
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают