Оцениваем труды инженеров ASUStek. Обзор и вольтмод ASUS EAX1600XT Silent.

9 октября 2006, понедельник 00:45






Предупреждения

Напомню, что все модификации, описанные в статье, вы делаете на свой страх и риск. Я не несу ответственности за выход из строя видеокарты или иных комплектующих системного блока.

Так же не стоит забывать, что такого рода модификации сокращают срок службы устройства, лишают гарантии и требуют адекватного охлаждения.

Все цены актуальны, а ссылки работоспособны на момент публикации.




Содержание:

I. Введение
II. Краткий обзор
III. Конфигурация тестовой системы
IV. Тестируем, разгоняем, вольтмодим...

a)Номинальный режим

b)Установка водяной системы охлаждения и разгон

c)Вольтмод и экстремальный разгон

V. Заключение
VI. Полезные ссылки




I. Введение

Вот прошёл уже год с момента анонса видеокарт Radeon X1600 серии и ATI приготовила приемника в секторе Middle-End карт, анонс которого намечен на 31 октября. Что мы знаем об этой карте? Radeon X1650XT основан на 80нм графическом процессоре (RV560), имеет 24 конвейера, поддерживает технологию CrossFire новой ревизии (платы соединяются посредством гибких шлейфов), обладает дизайном печатной платы схожим с Radeon X1600XT. Подробную информацию можно будет почерпнуть из грядущих обзоров этих видеокарт. Сейчас, для нас более интересен Radeon X1650Pro, он уже анонсирован и имеется в продаже. По сути, Radeon X1650Pro является переименованным Radeon X1600XT. Очень хитрый ход ATI избавиться от складских запасов RV530, не правда ли ? Но так же не стоит забывать, что впоследствии сердцем Radeon X1600Pro станет 80нм VPU RV535, что должно способствовать улучшению энергетических и частотных характеристик видеокарты.

Для большинства конечных пользователей важным фактором всегда остаётся цена! На момент написания статьи цены на Radeon X1600XT и X1650Pro опустились ниже 150$ и находятся на одном уровне с разницей не более 1$, что справедливо, никто нас не обманывает . Хочу отметить, что когда Radeon X1650XT появится в магазинах, цены на X1600XT и X1650Pro должны понизиться.

Героиня сегодняшней статьи - видеокарта ASUS EAX1600XT Silent. Почему именно она? Видеокартам на базе чипа RV530 посвящено немало материалов, но карты с нестандартным расположением элементов на печатной плате часто остаются без внимания. Надеюсь, моя статья немного восполнит этот пробел. Ну что ж, начнём!



II. Краткий обзор

Рассмотрим технические характеристики ASUS EAX1600XT/X1650Pro Silent характерные для видеокарт, находящихся в продаже на момент написания этого материала. Я включил сюда, в том числе и недокументированные данные, которые будут помечены курсивом. Итак:


Графический процессор: X1600XT (RV530 XT) 90нм

Площадь графического процессора: 156мм кв.

Число транзисторов в графическом процессоре: 157млн.

Частота работы графического процессора: 590МГц

Память: GDDR-3 Infineon 1.4нс 256Мб

Частота памяти реальная/эффективная: 693/1386МГц

Ширина шины обмена с памятью: 128бит

Число пиксельных конвейеров: 12

Число вершинных конвейеров: 5

Число текстурных конвейеров: 4

Интерфейс: PCI-Express x16

Наличие VIVO: Да

Коммуникационные разъёмы: 1x VGA, 1x DVI, 1x VIVO

Максимальная мощность: не менее 40Ватт

Требования к блоку питания: не менее 300Ватт


Теперь дорогой читатель видит, что собой представляет ASUS EAX1600XT Silent /EAX1650Pro Silent в техническом плане.

Пришёл черёд ознакомиться с упаковкой, комплектацией, внешним видом и особенностями вышеупомянутого продукта.



Лицевая часть

Мы видим дизайнерское решение коробки характерное для всех нынешних видеокарт ASUS, основанных на чипах от ATI. Уже знакомый многим из других обзоров персонаж, крупный логотип ASUS, название видеокарты, значки технологии содержащихся в продукте – всё выглядит вполне гармонично и красочно.



Таблица разрешений


Сбоку можно увидеть полезную таблицу всех допустимых разрешений, поддерживаемых видеокартой, что не может не радовать.



Оборотная сторона


Сзади находятся краткие характеристики видеокарты, требования к компьютеру и описание различных технологий, используемых только в видеоадаптерах ASUS. Хочу отметить, что среди 10 представленных языков также присутствует и русский, но перевод сделан неграмотно.



Перевод на русский

Все вроде бы хорошо, но когда увидишь коробку, что первое бросается в глаза, это её размер 409 x 235 x 50мм (длина x ширина x толщина), длина на порядок больше своих конкурентов, что позволило разместить видеокарту и аксессуары с комфортом .



Комплектация


Комплектация, как это типично для ASUS - богатая. Краткое руководство по установке, диски с программным обеспечением (2 штуки) и целых 4 игры (3 в составе ASUS Bonus GAMEPACK и 1 отдельно), переходник DVI>VGA (D-Sub). Отдельно стоит отметить кабель для подключения к разъёму VIVO, он очень удобен в использовании и имеет разъёмы S-Video In, S-Video Out и дублирующие их разъёмы типа "Тюльпан". А также очень благоприятное впечатление оставил сувенир от ASUS в виде портмоне для CD/DVD дисков.

Продолжаем наше знакомство, но уже с внешним видом ускорителя…



Лицевая сторона



Тыльная сторона



Высота системы охлаждения

Следует обратить внимание на такие особенности видеокарты как: пассивное охлаждение, чип ATI Rage Theater для поддержки VIVO и, конечно, дизайн печатной платы, который не соответствует стандартному дизайну ATI. На лицевой стороне платы очень свободно благодаря наличию двух тепловых трубок. Тепловые трубки аккуратно огибают плату и соединяются с радиатором средних габаритов на оборотной стороне платы. Оценить высоту радиатора можно на соответствующем фото. Как минус можно отметить отсутствие радиаторов на микросхемах памяти, так как без обдува память очень сильно греется.

Обмолвлюсь парой слов о нестандартном дизайне платы. Инженеры ASUS скорее всего понимали, что при ухудшении условий охлаждения видеокарты и сохранения ощутимого запаса стабильности необходимо внести определённые изменения в компоновке элементов на плате. Возросшая тепловая нагрузка на элементы вызвала необходимость устанавливать более качественные радиодетали. Забегая вперёд, скажу, что микросхема RichTek RT9259A, управляющая питанием графического процессора, достаточно редка (в схеме питания видеоадаптеров) и обеспечивает стабильное и качественное питание.

Несмотря на большинство плюсов, при покупке видеокарты обязательно надо убедиться, что корпус вашего системного блока достаточно хорошо продувается. В противном случае могут наблюдаться зависания и сбои в работе видеокарты.



III. Конфигурация тестовой системы

Процессор: AMD Athlon 64 3200+ (2ГГц@2,73ГГц) Venice E6, 1.61Вольт

Материнская плата: DFI LanParty UT nF4 Ultra-D Rev. AF0 (BIOS от 04.06.2006)

Оперативная память: PDP Systems PDC1G3200 +XBLK 2x512Мб
(400МГц 2-2-2-5@456МГц 2-3-3-8-1T), 2.85Вольт

Жесткий диск: Samsung HD080HJ 80Гб, 7200rpm, буфер 8Мб, SATA-2

Звуковая карта: Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS (SB350)

Оптический привод: DVD-RW Plextor PX-716SA (буфер 8Мб, SATA)

Блок питания: FSP Epsilon FX700-GLN 700Ватт

Монитор: NEC 1970NX (19” LCD)



Процессор и Северный мост охлаждались двухконтурной водяной системой охлаждения, собственного изготовления



ПО и драйверы: Windows XP Professional SP2 (all updates)

DirectX 9.0c august 2006 update

nForce drivers v6.86

ATI Catalyst drivers ASUS edition ( Cat 6.8 ). Все настройки стандартные, VSync принудительно отключён.

3DMark05 v120




IV. Тестируем, разгоняем, вольтмодим…

Текущая глава разделена на три части (a, b и c). В конце каждой части уважаемый читатель сможет ознакомиться с особенностями работы видеокарты на материнской плате ASUS A8N-E Rev.2.00 (BIOS версии 1013). Такое дополнение было сделано не случайно. Во-первых, упомянутая материнская плата имеет большую популярность в рядах, как обычных пользователей, так и энтузиастов, а во-вторых, на бескрайних просторах Интернета и в печатных изданиях одна из самых обсуждаемых тем - это проблемы видеокарт Radeon X1600 серии в паре с материнскими платами ASUS (в большинстве случаев это касается видеокарт производства Sapphire). Дополнение будет написано курсивом и будет отделено от основного текста линиями.
Результаты тестирования в 3DMark05 будут приведены в части c.


a) Номинальный режим

Ну что ж, видеокарта установлена, драйвер тоже, можно переходить к самому интересному .

Включаем компьютер, ничего необычного не происходит, всё работает. Быстро пробегаюсь по различным папкам, менюшкам, простеньким приложениям – всё в норме, никаких глюков изображения, размытия или чего-то подобного. Радиатор на видеокарте горячий, но всё же не раскалённый. Запускаю 3D приложение, через несколько минут радиатор становиться раскалённым и до него уже нельзя дотронуться пальцем. Тут же появляется беспокойство за сохранность видеокарты, эмоции усиливает ещё и то, что на карте отсутствует термодатчик. Инженеры ASUS не установили термодатчик, а инженеры Sapphire установили – не солидно как-то! Карта с пассивной системой охлаждения должна иметь термодатчик, ведь климатические условия работы разнятся, корпуса продуваются не одинаково и осуществлять мониторинг температуры графического процессора будет совсем не лишним. Могу сказать, что при установке термопары между рёбрами радиатора, на дисплее высветилась цифра 92 градуса по Цельсию и это при открытом корпусе! Стоит отметить, что тепловые трубки на другой стороне платы греются меньше, т.е. температура графического процессора будет ниже. В таком тепловом режиме я провёл несколько тестов серии 3DMark и поиграл пару часов в UT2004, никаких артефактов изображения или зависаний выявленно не было, значит такая температура это нормальное явление для пассивных систем охлаждения, но для большей надёжности было решено положить на радиатор бесшумный 80-ти миллиметровый вентилятор, что позволило довести температуру до приемлемого уровня, а шумовой фон при этом оставить неизменным. В целом работа видеокарты в номинальном режиме понравилась: хорошая производительность, бесшумность, отсутствие аппаратных проблем.

Сначала я думал, что материнская плата и видеокарта от одного производителя в связке будут работать без нареканий, но я ошибался. Вначале всё шло так же благополучно, как и с материнской платой DFI, производительность даже выросла (как я позже выяснил, это было связано с установленными на Auto настройками в закладке PEG в BIOS материнской платы), но проблемы начались когда я поставил оригинальный драйвер Catalyst 6.8 от ATI. И хорошо если бы на этом всё и закончилось, всё-таки видеокарта поставляется с драйвером Catalyst от ASUS и компания гарантирует стабильную работу именно с ним, но если все настройки в закладке PEG отключить, а Buffer length установить на long или auto (т.е. отключить все оптимизации и авто-разгон ASUS), то даже с драйвером от ASUS предсказать поведение видеокарты становится невозможно. В итоге во всех вариантах кроме одного, когда установлен драйвер ASUS и активизирован PEG, карта работает нестабильно, компьютер может зависнуть при рабочем столе Windows, а может при включенном 3D приложении и предсказать зависание невозможно, иногда компьютер вис после 3 часов игры, а иногда через 5 минут!
Для обыденного пользователя видеокарта, конечно, подходит, но будут ли себя спокойно чувствовать продвинутые пользователи, зная о такой работе видеокарты? Функции PEG и собственный драйвер, конечно, исправляют положение, но становится ясно, что у материнских плат ASUS и правда существуют какие-то аппаратные проблемы при работе с видеокартами X1600 серии .



b) Установка водяной системы охлаждения и разгон

Если к стандартному охлаждению добавить вентилятор, как я сделал ранее, то за температурный режим графического процессора можно не беспокоиться и поэтому читатель может без опаски пробовать разгонять свою видеокарту. Мой же компьютер охлаждается водяной системой охлаждения и видеокарта не стала исключением. Единственная проблема была в том, что используемый для охлаждения видеокарты Radeon X800 серии процессорный водоблок (ICE Hammer Niagara) не подходил по крепёжным отверстиям к Radeon X1x00 серии. Проблема была решена просверливанием дополнительного отверстия в 0,5см от одного из уже изготовленных ранее для Radeon X800 (расстояние между отверстиями на Radeon 9xx0 и X8x0 сериях равно 5,5см, а на X1x00 серии 6см). Кристалл графического процессора имеет достаточно скромные габариты и не имеет защитной рамки, а так как водоблок обладает большими габаритами и российские шланги не отличаются мягкостью, то было принято решение изготовить самодельную рамку из холодной сварки. Холодная сварка была нанесена по периметру подложки графического процессора и после непродолжительной сушки аккуратно подогнана по высоте кристалла.



Рамка вокруг графического процессора

Рамочку из холодной сварки уже снять не получится, но если хотите сделать что-то быстросъёмное, то могу посоветовать вырезать рамку из резины.

Видеопамять тоже не осталась без внимания, на неё были установлены медные радиаторы оригинальной конструкции.




Охлаждение памяти


Сбоку был установлен тихий вентилятор для обдува радиаторов и элементов питания видеокарты.

Результатом этих улучшений стал разгон с номинальных 590МГц до 702МГц по графическому процессору и с 693(1386)МГц до 730(1460)МГц по памяти. Очень даже неплохой результат относительно видеокарт других производителей. Может мне просто повезло с этим экземпляром, но я знаю ещё двух владельцев данной видеокарты, у которых разгон графического процессора составил 670МГц и 720МГц соответственно и это со стандартной системой охлаждения, дополненной вентилятором.

Что касается памяти, то тут результаты весьма разнятся, у кого-то она гонится хорошо, а у кого-то не гонится вообще. В моём случае, частоту сначала удалось поднять только на 5-10МГц, но спустя неделю или две разгон вдруг вырос ещё на 20-40 МГц. Такое увеличение разгонного потенциала можно объяснить разве что так называемым “прожигом” микросхем памяти. На частоте 750 (1500)МГц видеокарта работала без глюков почти во всех приложениях, но в игре SpellForce, к примеру, можно было наблюдать достаточно большое кол-во артефактов и поэтому было принято решение остановиться на частоте 730(1460)Мгц.

Всё выше сказанное справедливо и для разгона на материской плате ASUS A8N-E, за одним исключением, при разгоне в единственном стабильном варианте (драйвер ASUS и установленные на Auto настройки в закладке PEG BIOS материнской платы) система также начинала виснуть . Причём происходило это довольно часто и тогда, для разгона была выбрана наилучшая, но всё равно не полностью стабильная комбинация – драйвер ASUS и отключение всех настроек в закладке PEG (buffer length установлен на long, как самое стабильное положение). В итоге результат был получен схожий (в пределах погрешности измерений) с системой, основанной на материнской плате от DFI.

Правда, появился ещё один неприятный момент – раздражающий свист дросселей на ASUS A8N-E при комплексной нагрузке на систему. Интересно, что бы это могло значить ? Видимо, вследствии возросшей нагрузки, схема питания материнской платы стала с трудом передавать такое количество электроэнергии, но пока на работоспособность системы это никак не влияет.



с)Вольтмод и экстремальный разгон

Для вольтмода нам обязательно понадобится производить мониторинг напряжения на графическом процессоре и видеопамяти. Каждый читатель сам для себя решит, как лучше организовать мониторинг: припаять к указанным точкам проводки с разьёмами и вставить в них щупы мультиметра или снимать показания с точек непосредственно щупами мультиметра, когда есть необходимость. Ниже на схеме приведены рекомендуемые точки мониторинга.



Мониторинг

После организации мониторинга перейдём непосредственно к вольтмоду графического процессора. Для этого, кроме паяльника , нам понадобятся: переменный резистор номиналом 20КОм и, желательно, силиконовый герметик для фиксации проводов и резистора. Сопротивление мы будем припаивать к основной микросхеме, заведующей питанием графического процессора, а именно RichTek RT9259A. Для увеличения напряжения нужно уменьшать сопротивление на резисторе, но делать это нужно маленькими шажками и ОБЯЗАТЕЛЬНО при выключенном компьютере! Схема вольтмода приведена ниже.



Вольтмод графического процессора

Если есть желание, то можно также сделать вольтмод памяти, но в подавляющем большинстве случаев это не даст увеличения разгонного потенциала или же он будет совсем небольшим. Нам понадобится всё то же самое, только переменный резистор лучше взять номиналом 10КОм. Схема питания памяти основана на достаточно распространенной микросхеме RichTek RT9214. При вольтмоде памяти также надо быть предельно осторожным, т.к. чипы GDDR-3 очень чувствительны к перемене напряжения, а, следовательно, ни в коем случае нельзя регулировать сопротивление резистора на включённом компьютере! Схему вольтмода можно увидеть ниже.



Вольтмод памяти

А теперь перейдём к результатам проделанной работы. Материнская плата DFI прекрасно справилась со своей задачей, сумев обеспечить стабильным питанием разогнанный процессор и видеокарту. Хотя энергопотребление последней наверняка превысило 75Ватт, которые допустимы по спецификации для PCI-Express 1.0a.

Номинальное напряжение на графическом процессоре составляло 1.4Вольт, после поднятия его до 1,68Вольт разгон увеличился с 702МГц до 794МГц. Также было поднято напряжение на памяти со стандартных 1,94Вольт до 1,99Вольт, что позволило получить стабильную работу видеопамяти на частоте 750МГц. В итоге после прогонов нескольких тестов данные частоты были признаны стабильными и я решил забраться повыше в рейтинге Futuremark, хотя это и не являлось моей целью. Для этого напряжение на видеопроцессоре было поднято до 1,71Вольт, после чего удалось пройти 3DMark 2005-ого образца на частотах 817Мгц по графическому процессору и 796МГц по памяти. На этом было решено остановиться. С результатами тестов можно ознакомиться на диаграмме.



Результаты 3DMark05

К сожалению, мои надежды не сбылись и материнская плата от ASUS сдалась . Свист дросселей возрастал при увеличении напряжения на графическом процессоре, пока вдруг компьютер не стал систематически зависать при прохождении теста CPU в 3DMark05, т.е. когда на компьютер производится комплексная нагрузка. В моём случае это произошло при напряжении 1,6Вольт и частоте видеопроцессора 788МГц, если частоту установить на отметку 715Мгц при том же напряжении, а память на 801МГц, то система виснет точно так же. Это доказывает, что при серьёзном увеличении энергопотребления видеоадаптера, не имеющего разъёма питания, в купе с комплексным разгоном всей системы, материнская плата ASUS A8N-E не может справиться с возросшей на неё энергетической нагрузкой!




V. Заключение

В общем и целом, инженеры ASUStek справились со своей задачей очень хорошо, рассмотренный продукт, при большей цене (~170$), несомненно, имеет ряд преимуществ, над большинством конкурентов, а именно: наличие бесшумной системы охлаждения и чипа ATI Rage Theater, также нельзя не отметить очень хорошую комплектацию и отличный разгонный потенциал. Инженеры ASUStek не зря трудились, создавая свою печатную плату для видеокарты, за что им большое спасибо. Перечисленные преимущества, безусловно, стоят лишних 20$, но не обошлось и без недостатков. Так при покупке ASUS EAX1600XT Silent нужно быть уверенным, что ваш системный блок имеет хорошую вентиляцию, также необходимо знать, что материнские платы производства того же ASUS могут иметь проблемы при работе с видеокартой.

На ASUS A8N-E отсутствует высокомощная схема питания PCI-Express разъёма, которая так важна для энтузиастов (если на видеокарте отсутствует дополнительное питание), что вызывает определённые затруднения при экстремальном разгоне.

Итак, выводы сделаны, каждый читатель сам для себя решит, стоит ли ASUS EAX1600XT Silent своих денег. Так что выбор за вами.



VI. Полезные ссылки:

1)Ветка форума overclockers.ru по X1600 Серии

2)Раздел форума ixbt.com по видеокартам

3)Полномасштабный обзор ASUS EAX1600XT Silent

4)Раздел сайта ASUStek посвящённый видеокартам ATI (PCI-Express)

5)Кладезь вольтмодов видеокарт (ветка форума xtremesystems.org)



Спасибо всем, кто оказал мне какую либо помощь в подготовке материала!



С уважением, Сергей Груздев aka Motorist

Обсудить статью можно здесь
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают