Дешевле не всегда хуже. Тестируем Asus 9600GT 512Mb и Palit 8800GS 384Mb
реклама
Часто при подборе видеокарты для своей системы мы сталкиваемся с проблемой, которая характеризует себя как выбор между «дорогим», хорошо зарекомендовавшим себя, брэндом и между поставщиком, который не славится надёжной «вековой» репутацией. Многие, у кого кошелёк в своём арсенале имеет «чёрную дыру», предпочитают обходиться бюджетными продуктами «бюджетных компаний». Ну, а у кого не имеется протечек, тот всецело доверяется рекомендациям своих друзей, знакомых и, не жалея денег, приобретает продукцию проверенных, обычно «дорогих брэндов». Конечно, нет сомнения, что продукция второго не хуже первого и даже возможно лучше, но не каждому рядовому пользователю по нраву переплачивать за игру, идущую в комплекте поставки или же за «навороченное» охлаждение. Возможно, данная статья именно для таких людей. Людей, которые не привыкли платить больше, хотя ничто не запрещает её читать и другому контингенту граждан ;).
Сегодня будут рассмотрены две видеокарты: ASUS 9600GT 512Mb и Palit 8800GS 384Mb. Должно быть многие знают, что продукты ASUS выделяются своей немного завышенной ценой по сравнению с другими. Также существует множество предположений на эту тему, например то, что ASUS отбирает лучшие графические чипы и чипы памяти для своих детищ, поэтому и такая цена. В свою очередь, компания Palit специально ничего не отбирает, делает кое-как и поэтому всё так дешево. Я думаю, вы поняли, что это была шутка. Компания с таким же усердием старается преподнести покупателям свои продукты, может и не путём выбора лучшего из лучших, на что без сомнения, тратится уйма времени. Экономия проходит на некоторых «лишних деталях», а если говорить точнее, то Palit часто создаёт собственную PCB, на чём и экономит. Хотя это тоже относится к теориям-предположениям. Если говорить конкретно, то видеокарта ASUS 9600GT относится к среднему ценовому диапазону, имеет графическую память объёмом 512Mb, шину памяти в 256bit и 64 потоковых процессора, стоимость около 200$.
Карта Palit 8800GS относится к низшему ценовому диапазону, обладает «урезанным» объёмом памяти в 384Mb (имеется модель «Sonic» с 768Mb), шина памяти при этом 192bit, а число потоковых процессоров равно 96 штук, цена около 130$.
Перед нами стоит задача провести подробный обзор обеих видеокарт, а также попытаться разогнать графический чип и память карт с применением модификации систем питания. Далее провести тестирование в популярных синтетических тестовых программах и в играх, дабы выявить победителя.
Обзор Palit 8800GS 384Mb.
Коробке, в которой поставляется видеокарта от Palit, возможно позавидовали бы некоторые материнские платы, так как её размеры внушают:
С лицевой стороны мы можем наблюдать того же Frobot’а - лягушонка-киборга, который уже давно прописался у производителя рассматриваемой видеокарты как счастливый символ компании. В нижнем правом углу находится наклейка, на которой доступным языком написано, что приобретает покупатель, и в нашем случае это 8800GS. Также производитель без стыда заявляет, что внутри находится не только видеокарта, но и игра Tomb Raider: Anniversary. Из задней стороны коробки мы ничего полезного для себя не увидим, только если полезным можно считать пару строк технической спецификации.
Если говорить о комплекте поставки, то он типичен для Palit:
CD с драйвером GeForce 169.23;
Диск с игрой Tomb Raider: Anniversary (англ. вер.);
Инструкция по установке драйвера (имеется русский);
Переходник с S-Video выхода на компонентный кабель;
Кабель для подключения дополнительного питания карты.
Как видите, комплектацией Palit не обидел, даже позаботился о начинающем геймере, преподнеся компьютерную игру в качестве бонуса.
Сама карта имеет немалые габариты и у некоторых может выступать за пределы материнской платы, но поднимать панику не стоит:
Карта имеет зелёный цвет текстолита, который уже давно фигурирует в продукции компании. При установке 3D-акселератор займёт два слота расширения, так как имеет довольно массивную систему охлаждения.
Задняя панель наделена тремя необходимыми разъёмами: 1xDVI-OUT; 1xHDMI; 1x TV-OUT. Также видны отверстия для вентиляции воздуха, которые в данном случае бесполезны, если не проявить некоторую сноровку при сборке.
Удалив кулер, мы можем подробней рассмотреть охлаждение памяти:
Память охлаждает алюминиевая пластина Г-образной формы, которая крепится тремя винтами. К сожалению, пластина не имеет оребрений, что могло бы немного снизить температуру.
Само охлаждение графического ядра выполнено в виде цветка и имеет синий окрас рёбер:
Кулер, как я уже сказал, обладает немалым весом, выполнен из алюминия, крепится четырьмя винтами и имеет весьма шумный вентилятор с девятью лопастями. Термоинтерфейсом служит уже известный многим «цемент», который эффективен только до первого снятия кулера.
Электроэнергия для вентилятора поступает через 4-pin коллектор, хотя используется всего два пина (у «Sonic» версии всё полноценно). Также на фото виден «Speaker» и 6-pin дополнительное питание.
После удаления всей системы охлаждения видеокарта становится неприлично голой:
Конечно же, опытный пользователь сразу заметил нераспаянные, пустые места для двух чипов памяти, что не удивительно.
Сама память производства компании Qimonda, маркируется как HYB18H512321BF-XP. Чипы изготовлены на 26 неделе 2007 года. Полный объём 384Mb, функционирует через шину 192bit с эффективной частотой 1700MHz. Всего на плате распаяно шесть чипов GDDR3, и все находятся на лицевой стороне.
Графическое ядро G92, ревизии А2, выполнено на 65nm техпроцессе и имеет 754млн. транзисторов и поддержку шины PCI-Express 2.0. Число потоковых процессоров - 96 штук, пиксельных – 12 штук. Частота Geometric Domain: 575MHz, Shader Domain: 1458MHz. Размер кристалла 315мм2, изготовлен на 52 неделе 2007 года.
Перед тем, как приступить к каким-либо внешним модификациям, была предпринята попытка разгона ядра и памяти. Графическое ядро смогло порадовать нас частотой 720/1836 MHz, что неплохо. Память тоже «не подкачала» и взяла частоту в 1990MHz. К сожалению, при тестах чипы памяти очень сильно грелись и это огорчило.
Подготовка и вольтмод Palit 8800GS 384Mb.
Перед вольтмодом всегда полезно поменять систему охлаждения графического ядра и памяти на что-нибудь более эффективное.
Поэтому стоковый кулер видеоядра был заменен на процессорный Zalman 7000B AlCu, заведомо модифицированный. Алюминиевую пластину с памяти не удаляли, а только лишь прикрепили к ней самоклеящиеся радиаторы всё того же производства Zalman, которым нашлось место и на силовых элементах системы питания ядра. Вся конструкция обдувалась тремя вентиляторами типоразмера: 80mm, 90mm, 120mm (обороты max.).
Прежде чем переходить непосредственно к построению вольтмода, предлагаю немного изучить систему питания ядра.
Система питания графического ядра состоит из двух фаз, что подтверждает наличие двух крупных дросселей R30. Как необходимость (и в помощь вольтмодеру), в системе питания присутствуют четыре твёрдотельных конденсатора ёмкостью 820mF и максимальным напряжением 2.5V, а также два шестнадцативольтовых конденсатора ёмкостью 270mF. Также видим транзисторы по соседству, и, к счастью, они все распаяны, «пустых» мест нет, что может говорить о надёжном питании. Но настоятельно рекомендуется установить на силовые элементы дополнительное охлаждение, если вы намерены проводить вольтмод системы питания. В центре находится микросхема BS-9M, которая как раз и отвечает за питание GPU.
Как видно из фото, микросхема весьма мала и поэтому рассматривался только карандашный метод вольтмода. Для того, чтобы поднять напряжение на графическом ядре, следует карандашом закрасить резистор R123 (номинал 457Ом), (также имеется возможность воспользоваться подстроечным резистором на 10кОм, припаяв его к найденному резистору, но на деле это не проверялось). Чтобы понизить напряжение, необходимо закрасить резистор SR124 (номинал 457Ом). Мониторинг проводим с плюсовых ног конденсаторов, которые указаны на фото. Ниже приведем таблицу пройденного вольтмода:
Как вы видите, в таблице не приводятся значения температуры графического ядра и это не ошибка. Дело в том, что на карте Palit 8800GS 384Mb отсутствует датчик температуры, чего, безусловно, не хватало при разгоне. Поэтому замер температуры проводился «старым дедовским способом» - на ощупь. Разгон протекал в умеренном ритме. Отметим только то, что после прохождения тестов при поднятии напряжения до 1.42V, мониторинг напряжения отображал значение 1.50V, что говорит о перегреве системы питания.
Система питания памяти имеет только одну фазу, т.е. один дроссель и два твёрдотельных конденсатора с максимальным напряжением 2.5V и ёмкостью 820mF.
На оборотной стороне видеоадаптера находится микросхема RT9259А, которая отвечает за напряжение на памяти.
Чтобы поднять напряжение на памяти, необходимо припаять подстроечный/переменный резистор на 20kОm к 4й и 12й ноге микросхемы RT9259A, заведомо выставив сопротивление резистора на максимум. Или же воспользоваться карандашным методом на резисторах: SR153 (номинал 612Ом) – повышение, SR145 (номинал 626Ом) – понижение. Мониторинг напряжения осуществлять с плюсовых ног конденсаторов, которые указаны на схеме.
К сожалению, изменение напряжения (повышение/понижение) на памяти никак не повлияло на частоту, разгон не увеличился. Скорей всего этому виной её перегрев.
В итоге мы добились: по ядру – 840/2160MHz, по памяти – 1990MHz. Неплохо.
Обзор ASUS 9600GT 512Mb.
Видеокарта ASUS 9600GT 512Mb поставляется в красочной коробке из картона:
С лицевой стороны мы узнаём, что внутри находится видеокарта 9600GT с объёмом памяти 512Mb. Также производитель подчёркивает, что карта наделена эксклюзивной системой охлаждения Glaciator собственной разработки и сообщает о наличии специального переходника HDMI. С задней стороны ничего, кроме «достоинств», мы не узнаем.
Комплектуется карта строго, почти без излишеств:
CD с драйвером GeForce 174.53;
CD по установке карты и драйверов;
Инструкция по установке карты в печатном виде;
Инструкция по установке HDMI Adaptor/SPDIF Cable;
DVI и HDMI переходники;
SPDIF кабель;
Переходник c S-Video на компонентный кабель.
Внутри всё добропорядочно разложено по отсекам, что лишний раз укрепляет и без того крепкий авторитет компании.
Видеокарта от ASUS на несколько миллиметров длиннее карты от Palit:
Цвет текстолита имеет синий окрас. Карта также имеет 6-pin дополнительное питание, как и карта соперник. Память распаяна с обеих сторон платы – по четыре чипа на каждую. Как обычно в глаза бросается система охлаждения карты, которая при установке будет блокировать второй слот расширения на вашей материнской плате.
Задняя панель однослотовая и имеет: 2хDVI-OUT (жёлтый для переходника HDMI), 1хTV-OUT.
Кулер Glaciator выполнен из алюминиевого сплава и выкрашен в жёлтый цвет. Основание кулера обработано плохо, а термоинтерфейсом служит густая термопаста серого цвета. Вентилятор потребляет электроэнергию через 2-pin коллектор и обладает умеренным уровнем шума.
Удалив кулер, мы можем увидеть ревизию видеоадаптера – Rev.1.01. Это важный момент, так как старая ревизия многим запомнилась «свистящей» системой питания. Что преподнесёт новая ревизия карты, мы узнаем из тестов.
Память производства компании Hynix, маркируется как HY5RS123235B FR – 1.1. Из этого становится ясно, что эффективная частота равна 1800MHz. Чипы изготовлены на 9 неделе 2008 года. Полный объём 512Mb, функционирует через шину 256bit. Всего на плате распаяно восемь чипов GDDR3.
Графическое ядро G94, ревизии А1, выполнено на 65nm техпроцессе и имеет 505млн. транзисторов. Поддерживает шину PCI-Express 2.0. Число потоковых процессоров - 64 штуки. Частота Geometric Domain: 650MHz, Shader Domain: 1600MHz. Изготовлен на 10 неделе 2008 года. Чип не наделён защитной рамкой, что может увеличить вероятность скола ядра при замене системы охлаждения.
Графическое ядро имеет датчик температуры:
Под нагрузкой новая система охлаждения от ASUS вполне справляется, демонстрируя температуру в 52ºС.
Разогнав карту до частот: 780/2000/2100, температура поднялась всего на два градуса и это хороший показатель. Во время тестирования ASUS 9600GT на стабильность система питания сильно грелась, поэтому рекомендуется установить дополнительное охлаждение в виде обдува или радиаторов.
Подготовка и вольтмод ASUS 9600GT 512Mb.
Система питания графического ядра и памяти сконцентрирована в одном месте:
Система питания имеет три фазы: две на GPU, одна на память. По соседству расположился ряд из семи твёрдотельных конденсаторов с напряжением 2.5V, ёмкостью 820mF и ряд из трёх конденсаторов с напряжением 16V и ёмкостью 271mF. С другой стороны находятся низковольтные транзисторы. К сожалению, имеются нераспаянные места, что информирует нас о «дырах» в питании GPU (возможно PCB модифицируется).
По разумным причинам, прежде чем приступать к вольтмоду, для начала стоит поменять или обеспечить систему охлаждения всех греющихся элементов:
Как видно из фото, над охлаждением системы питания трудились радиаторы из комплекта Zalman, над охлаждением памяти комплект радиаторов производства Titan, а над охлаждением GPU модифицированный процессорный кулер Zalman 7000B AlCu. Всё обдувалось одним 80мм и одним 120мм вентиляторами. Все эти модификации позволили снизить температуру GPU на 2ºС в простое и на 8ºС в нагрузке.
За напряжение на GPU отвечает микросхема AA-9M. Она имеет очень маленькую площадь и размер ног, и именно поэтому метод с припайкой к ней подстроечного/переменного сопротивления не рассматривался. Для того, чтобы поднять напряжение на графическом ядре, следует карандашом закрасить резистор с номиналом 4.75кОм, который указан на фото. Чтобы понизить напряжение, необходимо закрасить резистор с номиналом 1.5кОм. Мониторинг проводим с плюсовых ног конденсаторов, которые указаны на фото. Также стоит отметить, что при переходе из 2D-режима в 3D-режим, напряжение ядра по непонятным причинам начинало занижаться на 0.02V, когда как у карты от Palit наоборот, что правильнее.
Ниже приведем таблицу пройденного вольтмода:
Как вы можете заметить, вольтмод ограничился стабильным результатом в 1.34V, т.к. при большем значении система питания жутко перегревалась и начинала сбоить.
Чтобы поднять напряжение на памяти, необходимо припаять подстроечный/переменный резистор на 20kОm к 3й и 6й ноге микросхемы APW7065, заведомо выставив сопротивление резистора на максимум. Или же воспользоваться карандашным методом на резисторах: c номиналом 676Ом – повышение, и с номиналом 680Ом – понижение. Мониторинг напряжения осуществляется с плюсовых ног конденсаторов, которые указаны на схеме.
Ниже приведем таблицу пройденного вольтмода:
Вольтмод и разгон памяти протекал по классической схеме и окончился довольно удачно, достигнув результата по частоте 2250MHz. Дальше «погнать» память мог помешать опять таки перегрев системы питания или же мы просто достигли максимума конкретного образца.
В результате проведённого вольтмода мы достигли частот: 870/2200/2250 MHz. При этом система питания карты не издавала никаких посторонних звуков и доказала, что обновление PCB пошло на пользу. А теперь давайте перейдём к самому интересному - тестированию.
Тестирование.
Тестирование проходило при следующей конфигурации компьютера:
Материнская плата – MSI P35 Neo2-FR;
Процессор – Intel Core2Duo E7200 @ 4350MHz;
Память – 2x1024Mb Kingmax PC2-8500 @1066MHz (5-5-5-15; 2.2V);
Видеокарты – Palit 8800GS / Asus 9600GT;
Система охлаждения – TT BT CPU Cooler ;
Термопаста – АлСил3;
Блок питания – FSP Optima 550W;
Операционная система и драйверы:
Windows XP Pro Service Pack 2
DirectX 9.0c (Mar2008 )
NVIDIA GeForce v 174.53
Система безкорпусная. На момент тестирования температура воздуха в помещении составляла +26°С.
Тестирование проводилось с помощью известных бенчмарков:
3DMark05 v1.2.0 – 1024x768, NoAA/NoAF
3DMark06 v1.1.0 – 1280x1024, NoAA/NoAF
И игр:
F.E.A.R. – разрешения: 1024х768/1280х1024. Параметры на максимум. Встроенный тест.
S.T.A.L.K.E.R. – разрешения: 1024х768/1280х1024. Параметры на максимум. Снятие FPS на первых парах в лагере сталкеров.
Call of Duty 4 – разрешения: 1024х768/1280х1024. Параметры на максимум. Снятие FPS на первых парах уровня в Украине, Припять.
Assassins Creed – разрешения: 1024х768/1280х1024. Параметры на максимум. Снятие FPS в деревне, около штаба.
Race Driver: GRID – разрешение 1024х768. Параметры на максимум. Снятие FPS на одной из многочисленных трасс.
Из популярных тестовых пакетов 3DMark’05, ’06 видно, что наша менее дорогая карта, чем карта-соперник, отстаёт во всех положениях, хотя видно, что после разгона промежуток отставания сокращается и весьма продуктивно. Также хочется отметить, что, произведя вольтмод карты Palit, мы получили производительность полноценной 8800GT и это радует. Но в наше время «синтетика» - это далеко не главный показатель производительности видеоадаптера, поэтому перейдём к играм.
Игра F.E.A.R. преподносит интересные результаты. Видно, что, при разгоне адаптеров, 8800GS начинает существенно отставать от 9600GT, хотя 3DMark’и показывали обратное. Да и +7 FPS после всех модификаций не стоят такой «головной боли».
В игре S.T.A.L.K.E.R. лидирует всё та же Asus 9600GT и карте от Palit очень тяжело за ней угнаться. На результат повлияла более широкая шина памяти, а также более высокие частоты карты от Asus.
Своеобразный сюрприз преподносит Call of Duty 4, где карты демонстрируют практически идентичный показатель FPS, как при разрешении 1024х768, так и при 1280х1024. Здесь можно сделать вывод, что игра более требовательна к числу потоковых процессоров.
В игре Assassins Creed явным преимуществом обладает карта от Palit. Видно, что во всех позициях карта 8800GS опережает карту-соперницу на 1-2 FPS. Отметить что-нибудь особенное не предоставляется возможным.
Недавно вышедшая в свет игра Race Driver: GRID никаких сюрпризов не преподносит. Здесь опять-таки повторяется не всегда верная закономерность – «чем дороже, тем лучше».
Вот и подошло к концу тестирование, и что же мы имеем в итоге? Да, преимущество за более дорогой картой Asus, но мы были свидетелями тех моментов, когда более дешёвая карта от Palit практически «дышала в затылок» победителю, была равна ему и даже смогла опередить в игровом приложении Assassins Creed. Поэтому ответ на вопрос: «кто же победитель?», должен рассматриваться более подробно.
Заключение.
После всех работ по обыкновению принято подводить итог, который в нашем случае не однозначен. Конечно, карта Asus 9600GT кажется победителем, но не стоит забывать, что она и стоит дороже карты-соперницы. Также повторюсь, что Palit 8800GS после «разгона» в кое-каких тестах равна и даже опережает 9600GT и это может обрадовать пользователей с ограниченным бюджетом. Нельзя оставить без внимания и шумную систему охлаждения карты Palit, которая своим нерегулируемым «рёвом» разбудит даже самых стойких соседей. Поэтому однозначного вывода нет… дело вкуса, так сказать.
_____________________________________________________________________
Обсуждение материала в этой теме
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают