Сравнение Core i7 3930K (Xeon E5-1650) и Core i7 8700K с разным количеством ядер/потоков в играх

16 апреля 2018, понедельник 21:45

Предисловие

Я начал проводить тесты для данной статьи почти месяц назад. Именно этим обусловлено использование устаревших на данный момент версий драйвера и игры Kingdom Come Deliverance. 

Изначально планировалось сравнить процессоры исключительно на равной частоте – 4,3 ГГц (для ядер и северного моста) для оценки роста производительности архитектур за 6 лет. Но по мере выкладывания видео на Youtube появились советы добавить результаты i7 8700K в разгоне. Поэтому я решил также добавить результаты i7 8700K в разгоне до 4,9 ГГц (северный мост при этом работал на 4,4 ГГц). Также была еще немного (с 3333 до 3400) разогнана память. Свои мысли о разгоне i7 8700K я выскажу позднее.


Тестируемые процессоры


Xeon E5-1650 6 ядер 12 потоков. Полностью соответствует декстопному i7 3930K в плане частот и размера кэшей. Множитель разблокирован. Частота 4,3 ГГц. 

Xeon E5-1650 6 ядер 6 потоков. Аналогов в реальном мире не имеет. Тестировался исключительно ради теоретического сравнения 6/6 против 4/8 в рамках одной архитектуры. Частота 4,3 ГГц. 

Xeon E5-1650 4 ядра 8 потоков. С некоторой натяжкой производительность должна быть близка i7 2600K. Частота 4,3 ГГц. 

Xeon E5-1650 4 ядра 4 потока. С некоторой натяжкой производительность должна быть близка i5 2500K. Частота 4,3 ГГц. 

Core i7 8700K 6 ядер 12 потоков. На данный момент флагман Intel для платформы 1151. Частоты 4,3 ГГц и 4,9 ГГц.

Core i7 8700K 6 ядер 6 потоков. Производительность максимально близка к Core i5 8600K. Частоты 4,3 ГГц и 4,9 ГГц.

Core i7 8700K 4 ядра 8 потоков. Производительность очень близка к Core i7 7700K, i7 6700K. Частоты 4,3 ГГц и 4,9 ГГц.

Core i7 8700K 4 ядер 4 потока. Производительность максимально близка к Core i3 8350K, i5 7600K, i5 6600K. Частоты 4,3 ГГц и 4,9 ГГц.

По приведенным скриншотам видно как с уменьшением количества ядер и потоков у обоих процессоров падает скорость кешей, а у E5-1650 дополнительно падает скорость памяти. 


Результаты тестов позволят оценить рост производительности процессоров Intel за 6 лет. Также интересно будет сравнение старого процессора с большим числом ядер и современного с меньшим. 


Тестовая конфигурация


CPU1: Xeon E5 1650 @ 4.3 GHz 1.35V 

MB1: Intel DX79TO (самодельный радиатор на VRM)

RAM1: 4*4GB Crucial Ballistix Tactical Tracer 1866 9-9-9-26-1T

CPU2-3: Core i7 8700K @4.3 GHz, @4.9 GHz 

MB2: Asus Z370-A

RAM2-3: GEIL Super Luce 2*8 GB 2666 @ 3333 16-20-20-36-1T, @ 3400 16-20-20-34-1T

Cooler: Phanteks PH-TC14PE + Noctua NF-A14 @ 300-1100 rpm

VGA: Zotac Geforce GTX 1080 AMP + Accelero Xtreme III @ 2000/10800

PSU: Corsair RM650 

Case: Fractal Design Define R5 + 3x bequiet Silent Wings 2 140 mm 

SSD: Crusial M4 128GB, Crusial BX100 500GB

OS: Windows 10 x64

Driver version  391.01


Список игр


Watch Dogs 2

Игра, производительность в которой зависит и от производительности на ядро и от количества ядер и от скорости памяти. На время тестирования Uplay переводился в offline режим.

Для тестирования использовался проезд по городу на быстром автомобиле.

Разрешение 1280*720, качество графики Ультра.


Kingdom Come Deliverance

Новая и крайне амбициозная рпг. Оптимизация хромает на обе ноги, но тем интереснее будет сравнение. Версия игры – 1.3.3 (на момент начала тестирования данная версия была актуальной, в версии 1.4.1 производительность несколько улучшилась). 

Для тестирования использовалась пробежка по самому большому городу – Ратае.

Разрешение 1280*720, качество графики Высшее.


Witcher 3

Даже не верится, что этой игре исполняется 3 года. Лучшая рпг всех времен и народов по моему мнению.

Для тестирования использовалась пробежка по самому большому городу – Новиграду.

Разрешение 1280*720, качество графики Запредельное (nvidia hairworks выключен), постобработка Высокое.


Rise of the Tomb Raider

Как и Watch Dogs 2 производительность в данной игре очень зависит и от производительности на ядро, и от количества ядер, и от скорости памяти. Но только в режиме DirectX 12. 

Для теста использовалась пробежка по деревне в Геотермальной долине и встроенный бенчмарк (Геотермальная долина)

Разрешение 1280*720, качество графики Very High.


Far Cry Primal

Сам я в эту игру почти не играл. Но неоднократно слышал, что производительность в ней зависит исключительно от производительности на ядро. Вот как раз и проверю.

Для теста использовался встроенный бенчмарк.

Разрешение 1280*720, качество графики Ультра.


Режимы тестирования

Тесты проводились в двух режимах

Тестирование c помощью Fraps. Двойная пробежка по тестовому отрезку. Данные результаты будут отображены в графиках.

Отображение информации о текущем фпс, загрузки gpu и cpu с помощью программы FPS Monitor и запись картинки с помощью Geforce Experience.


Единственная игра, с которой возникли проблемы - Rise of the Tomb Raider. В DirectX 12 Fraps не работал, а встроенный тест выдавал очень большой разброс результатов. Поэтому Rise of the Tomb Raider будет посвящено отдельное видео. 

Также в Rise of the Tomb Raider использование записи с помощью Geforce Experience приводило к появлению артефактов на экране. На производительность они не влияли, но вы можете увидеть их на видео.


Результаты тестов


Watch Dogs 2

Первые 2 места занял 8700K 6/12 в разгоне и без, на третье пробился 8700K 6/6 в разгоне. Да, «8600K» в разгоне не догнал 8700K без разгона. При более удачном разгоне можно надеяться на паритет.

8700K 4/8 обгоняет 6/6 только в разгоне.

E5-1650 6/12 оказывается равен равночастотному 8700K 4/8, а E5-1650 6/6 разогнанному 8700K 4/4. «2600K» при равной частоте оказывается равен «7600K». Время 4/4 проходит и даже процессор последней архитектуры в такой конфигурации выглядит бледно, а старичок из 2011 года замыкает график. Но так ли он плох на самом деле? Да, фпс ниже 60 и присутствуют некоторые всплески на графике фреймтайма (видно на видео), но играть все равно вполне комфортно. 

Интересное наблюдение – у обоих процессоров режим 6/6 быстрее 4/8.


Witcher 3

Тут старичок уже выглядит похуже и даже в максимальной конфигурации тягается разве что с 8700K 4/4. С другой стороны, даже E5-1650 4/4 (“i5 2500K”) показывает минимальный фпс выше 60.


Kingdom Come Deliverance


Процессоры расположились почти также как и в Witcher 3, но в отличие от польской игры в чешской хоть какой-то намек на комфорт можно получить только на 8700K 6/12, 6/6 и 4/8. 

I7 8700K 6/6 в разгоне обходит i7 8700K 4.3 ГГц. E5-1650 4/4 («2500K») практически неиграбелен. «2600K» близок к «7600K». Еще раз повторю, что после обновления ситуация улучшилась, но подобные плохооптимизированные игры продолжают выходить, мы продолжаем в них играть (я наиграл 100 часов до выхода 1.4.1) и потому данный тест имеет право на жизнь.


Far Cry Primal


Тут все просто – новая архитектура быстрее старой, а активация HT снижает производительность. Режимы 6/12 показывают худшую производительность в рамках каждого процессора.


Rise of the Tomb Raider

Сначала в видео пробежка по деревне, затем бенчмарк (Геотермальная долина).

Во время бенчмарка процессоры с конфигурацией 4/4 были не способны отрисовать все детали в кадре и за счет этого показывали высокий фпс. При этом в самой игре каких-либо непрогруженных деталей я не заметил. Несмотря на то, i7 8700K 4/4 (особенно в разгоне) показывает фпс выше чем E5-1650 6/6 и 4/8 он не способен при этом записывать видео в 60 фпс. Hажатие горячих клавиш для записи в режиме 4/4 обрабатывается с задержкой. Процессор занят исключительно игрой и больше ни на что его не хватает.Даже в Watch Dogs 2 такого нет.

Если оставить за кадром процессоры в конфигурации 4/4, то новый процессор ощутимо быстрее старого в Rise of the Tomb Raider. Даже на равной частоте E5-1650 6/12 уступает i7 8700K 4/8. 


Видеосравнения

Сравнение E5-1650 с различным количеством ядер. Видео делалось скорее чтобы набить руку в создании подобных сравнений. 


Качество хромает, т.к. Youtube очень сильно жмет 1080p картинку, в дальнейшем я обходил данное ограничение заливая видео в 4K.


Сравнение E5-1650 и i7 8700K на одинаковой частоте 4.3 ГГц


Сравнение E5-1650 на частоте 4,3ГГц и i7 8700K на частоте 4,9 ГГц


Сравнение E5-1650 с i7 8700K в режимах 6/6 (имитация “i5 8600K”), 4/8 (имитация “i7 7700K”, “i7 6700K”) и 4/4 (имитация “i3 8350K”, “i5 7600K”, “i5 6600K”) на одинаковой частоте 4.3 ГГц


Сравнение E5-1650 на частоте 4,3ГГц с i7 8700K в режимах 6/6 (имитация “i5 8600K”), 4/8 (имитация “i7 7700K”, “i7 6700K”) и 4/4 (имитация “i3 8350K”, “i5 7600K”, “i5 6600K”) на частоте 4,9 ГГц 


Сравнение i7 8700K на частотах 4,3 и 4,9 ГГц


Субъективно про процессоры.

Казалось бы, i7 8700K новее, выпущен на более тонком техпроцессе и имеет меньшее энергопотребление, значит он должен меньше греться чем 6ти ядерник из далекого 2011. Но в реальности при установке дефолтных установок (все напряжения и частоты Авто, частота памяти 2133) при тестировании в Prime95 процессор прогревался до 80 градусов. Разогнанный до 4,3 ГГц при напряжении 1,35 В Xeon E5-1650 грелся немногим сильнее. При этом при тестировании Зиона из задней стенки корпуса дул горячий воздух и сам корпус очень ощутимо нагревался, а при тестировании 8700K – воздух и корпус оставались холодными. «Терможвачка» вместо припоя сделала свое черное дело.Тестировать 8700K в разгоне в тестах использующих AVX невозможно. Я использовал Prime95 версии 25 (без AVX) и даже в таком режиме при частоте 4,9 и напряжении 1,34 (LLC6) температуры достигали 94 градусов. Чтобы не насиловать процессор высокими температурами, я не стал искать максимальную частоту северного моста ограничившись 4,4 ГГц и 1,12В. Результаты в разгоне приведены для понимания каких результатов может достичь i7 8700K (8600K, 7700K) после скальпирования, или просто у горячих голов которым достаточно стабильной работы разогнанного процессора в играх.

Максимум что я мог выжать из Xeon E5-1650 это 4,4 ГГц при высоком напряжении, температурах и энергопотреблении. Не знаю, процессор оказался неудачный или материнская плата подвела. Я использовал данную сборку с декабря 2016-го. Изначально на частоте 4,3 ГГц с памятью 2133, но впоследствии снизил частоты до 4,2 ГГц и 1866 для памяти. 


Заключение 

Xeon E5-1650 в максимальной конфигурации даже в хорошо оптимизированных для многопоточных процессорах играх в лучшем случае держится на уровне 8700K 4/8 ("6700K" и "7700K") и уступает 8700K 6/6 ("8600K").

В самой слабой конфигурации 4/4 («2500K») процессор из 2011 года уступает лидеру до 2х раз. «2600K» в большинстве случаев лишь немного уступает «6600K» и более успешный разгон старенького процессора уравнял бы результаты. При этом 4/8 старичок способен отрисовать все детали Геотермальной долины в Rise of the Tomb Raider и записывать игровой процесс в 60 фпс. 

6/6 в рамках одной архитектуры и частоты всегда быстрее 4/8, так что Core i5 выпущенные в 2017м быстрее Core i7 из 2016го. 

Но одна, выпущенная всего 2 года назад, игра ломает все выводы – Far Cry Primal. Здесь рулит исключительно высокая производительность на одно ядро, а включение HT снижает результаты. 

6 лет эволюции (по +5% в год) все же не прошли даром и процессор выпущенный в 2017м году ощутимо быстрее процессора из 2011. 

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают