Теория и практика самодельного сабвуфера (мой пример - на базе Kicx AL-300).
реклама
Прошу меня строго не судить, возможно я в чем то ошибаюсь, за что купил, за то и продаю, все факты я брал из интернета. Возможно я в чем то категорически ошибаюсь, в этом случае, пожалуйста, поправьте меня, чтобы этот материал не вводил в заблуждение других читателей.
Итак, вы решили собрать сабвуфер. Что для этого потребуется?
Перво-наперво внимательно изучите следующие ресурсы:
-
- Ветка "Сабвфер своими руками" - для общего представления о предмете действий: "
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:5939";
- Статьи по теории (рекомендую вот этот сайт: http://www.technomaister.ru/audio/audio.html, но можно найти и другие. Здесь мне понравился простой стиль изложения автора, в то же время рассказывают о весьма полезных вещах. (Читая статью про закрытый ящик я вообще рыдал от несправедливсти этого мира ;) )
- Найдите в интернете статьи с примерами самоделок, изучите их, также для общего развития;
- Скачайте программу JBL Speakershop (желательно сразу с русским файлом описания), изучите help, описание и саму программу "от" и "до" (это не сложно);
- Почитайте также статьи вот тут: http://www.electroclub.info/, про виброизоляцию очень интересно написано.
Это необходимый минимум. Разобравшись во всем этом вы получите истинное удовольствие от прикидок и грез о будущем вашем детище и возможных вариантах его реализации ;)
Второй шаг. Выбор динамика. Тут уж зависит от ваших возможностей. Походите по магазинам в вашем городе, или посмотрите по интернет-магазинам. По большому счету у нас 3 варианта.
-
1. Советско-Российские динамики, (75ГДН, 100ГДН и т. д.) - Сравнительно дешево, мощно, но выглядят не очень презентабельно, в интернете отзываются что бас у них "грубоватый". Также, очень сильно различаются параметры в зависимости от конкретного экземпляра.
2. Автомобильные сабвуферные динамики. Вот тут огромный ассортимент для выбора. Обычно в магазинах любого города можно найти самые разные варианты - от дешевых, до сравнительно дорогих. Но, имейте в виду, что в общем то эти динамики все-таки рассчитаны для использования в автомобильном сабвуфере, где весьма и весьма иные условия для проектировки (почитайте про передаточную функцию салона автомобиля в статьях), поэтому нужно внимательно оценивать подойдет ли данный конкретный динамик для ваших целей.
3. Музыкальные сабвуферные динамики. Не знаю как в других городах, но в Саратове мне удалось найти только недорогие динамики китайских фирм. Вообще же, если вы распологаете деньгами, конечно лучше посмотреть по интернет-магазинам и присмотреть себе такой динамик от какой-нибудь солидной фирмы.
У меня с динамиками была целая эпопея. Во все городе я нашел только один магазин, где были привлекательные по характеристикам модели. При выборе динамика сознательно подбирал модели с такими параметрами, чтобы расчетный объем корпуса вышел немаленьким, потому что о габаритах изделия я не беспокоился, а если динамик расчитан на маленький объем, значит у него жесткий подвес и низкая чувствительность, компромисса тут быть не может. В итоге у меня наметилось 2 кандидата:
-
1. Alphard SW 1203 Z SE
2. Kicx AL-300
Динамик Alphard HW 1203Z, выглядит неплохо, но для меня не подошел
Третий шаг. Когда вы хорошенько осмотрели весь ассортимент, прикинули параметры производителя по программе, сделали свой выбор и приобрели - можно начинать мерять. Можно пользоваться формулами, можно встроенным модулем программы. При измерениях существуют 2 общеизвестные методики: методика добавочного объема и методика добавочного веса. Я советую пользоваться первой, хотя для этого и придется изготовить герметичный тестовый ящик. Потому что во-первых, когда вы будете делать этот ящик, вы наберете уже некоторе навыки и будете лучше представлять с чем можете столкнуться уже при сборке собственно корпуса, а во-вторых, Спикершоп считает только по этой методике, а значит, если вы будете пользоваться методом добавочной массы - придется все рассчитывать по формулам (есть конечно таблички в экселе, но это не так удобно). Для измерений понадобится тестер, досатоточно хороший усилитель, резистор на 1000 Ом и собственно тестовый ящик. Методика описана и разжевана. Обратите внимание, что на результат очень сильно влияет значение Омического сопротивления динамика, хотя наверное можно особо не задумываться по этому поводу и ставить стандартные 4, 6, или 8 Ом (в зависимости от вашего динамика). Но если у вас есть высокоточный омметр, можете померить из интереса. ;) Так, теперь про тестовый тестовый ящик. Он нужен для измерения Vas. Поначалу мне было лень его делать. Рассматривал вариант с методикой добавочных масс, но считать по формулам было неохота и поэтому я все-таки решился. Оказалось что делается он достаточно просто. Лист фанеры, пила, гвоздики и герметик (или лучше жидкие гвозди). Вот и все. Правда придется еще повозится с отверстием под динамик. Но за полдня я управился, объем выбрал предлагаемый программой (зависит от диаметра используемого динамика для 12" - это 60 литров).
(кликните по картинке для увеличения)
Сборка тестового ящика для измерений, динамик не обязательно вставлять изнутри, на тесты это не окажет никакого влияния
Если вы читали приведенные вверху ссылки, вы уже знаете что перед окончательным промером динамика его надо разработать (приработать). Посльку динамик новый, в первое время работы его параметры довольно сильно меняются (становится мягче подвес диффузора, центрирующая шайба и т. д). Я оставлял динамик на ночь качать синусойду 25 Гц, с достаточной амплитудой хода диффузора. У альфарда параметры изменились разительно, у кикса не особо заметно. Вот сводная табличка параметров для этих двух динамиков:
Табличка параметров Тилля-Смолла для динамиков Kicx AL-300 и Alphard SW 1203z
Четвертый шаг
После приработки - окончательно меряете параметры и можно начинать прикидывать корпус. О типах корпусов, их достоинствах и недостатках все разжевано в теории, поэтому я не буду здесь об этом писать. Обратите внимание на пропорции, которые рекомендует Спикершоп. Это так называемое "золотое сечение" корпуса - сечение, которое дает меньше всего резонансов. К сожалению, на практике, делать сабвуферы таких пропорций достаточно неудобно. Поэтому я так думаю, что пропорции стенок можно выбрать по своим нуждам, просто потом уделить достаточное внимание доработке корпуса на предмет гашения резонансов.
У меня внутренний объем корпуса получился в районе 95 литров.
(кликните по картинке для увеличения)
Графики АЧХ в JBL Speakershop для моего проекта
После того, как определитесь с корпусом, его конуструкцией, размерами, внутренним объемом, можно приступать к сборке.
Судя по статьям, лучший материал для корпусов акустики - МДФ (мелкодисперсная фракция), а самый лучший - МДФ высокого давления. И конечно же достаточной толщины. Самой толстой плитой, которую мне удалось найти в продаже у нас, оказалась 25-мм МДФ плита размера примерно 2500х1500. Меньшими порциями они не продавали. Плита без обработки (нешлифованная), поэтому обошлась не так уж и дорого - 600 с чем то рублей, правда за доставку пришлось еще 300 выложить. Весит как чугунный мост - по прикидкам около 120 кг, еле вчетвером на третий этаж затащили.
(кликните по картинке для увеличения)
Распилка МДФ
Начинать распил без электролобзика - самоубийство. Нет, конечно за неделю можно ее и ручной пилой распилить, но это мазохизм, определенно. А ведь придется еще и отверстия под динамик и фазоинвертор выпиливать. Поэтому я планировал купить на пару с приятелем электролобзик. Но в последний момент мне согласились его одолжить. Лобзик китайский, один из самых дешевых, показал себя не с самой лучшей стороны - пилил криво, что вкупе с моими кривыми руками дало наикривейшие стенки. Правда я попробовал ручной пилой - получилось не намного ровнее. Все стенки корпуса мне удалось выпилить за пару вечеров, правда к финалу лобзик скончался... Отверстие под динамик пришлось уже выпиливать другими методами, печально.
Стенки выпилил - стал собирать. Швы промазывал жидкими гвоздями, прикручивал шурупами. После, еще раз промазал снаружи и изнутри жидкими гвоздями. Переднюю и заднюю стенку решил сделать двойными. Вообще, чем жестче эти стенки, тем лучше, к ним предъявляются бОльшие требования, чем к остальным (особенно к передней, ведь в ней отверстие под динамик, а значит жесткость ее сильно ослаблена). С передней стенкой я хотел чтобы динамик был вровень с ней, поэтому приклеил на нее лист 10мм фанеры. Заднюю стенку возможно все-таки не стоило делать двойной, потому что это сильно увеличило внешние габариты и тяжесть корпуса, но я готов был на это пойти На заднюю стенку я использовал полноценный МДФ 25 мм. Эти листы я сначала приклеил ПВА, потом дополнительно притянул шурупами.
(кликните по картинке для увеличения)
Собираем стенки, приклеиваем фанеру спереди, дополнительный лист МДФ сзади.
На внутренние углы приклеил уголки (из оконных штапиков), для пущей надежности и герметичности, клеил опять же жидкими гвоздями. Сам корпус я на всякий случай промазал пропиткой для мдф (солце-влагозащитной). Все шурупы, что я вкрутил в корпус (а их немало, около сотни, по моим прикидкам ;) ) тоже замазал сверху жидкими гвоздями (для герметичности, на всякий случай). Изнутри поверх уголков промазал силиконовым герметиком (вообще, скоько я тюбиков гвоздей и герметика извел - ужас!) Начал делать распорки. Из фотографий все видно - распорка стоит посередине корпуса в трех направлениях. между собой скручены по той же технологии, что и корпус (жидкие гвозди + шурупы), тоже промазаны пропиткой.
(кликните по картинке для увеличения)
Проклейка уголков, сборка распорки
Поставил распорку, прикрутил, потом принялся за ножки. Спасибо тому человеку, кто открыл что под шипы можно использовать стоительные отвесы! Отлично подходят, ядреные получаются шипы! Купил 4 отвеса по 25 рублей, купил к ним болты, гайки. Просерлил в основании 4 отверстия, вкрутил шурупы, замазал жидкими гвоздями.
(кликните по картинке для увеличения)
Шипы из строительных отвесов
Принялся за внутренню обклейку виброизолятором. Покупать цельный линолеум мне было жалко, поэтому юзал куски, которые были в наличии. Для виброизоляции - это совсем не хорошо, но я уповал на распорки, а линолеум клеил скорее чтобы получить эффект "увеличения внутреннего объема". Обклеил. Пришло время испытаний. Из куска трубы нарезал несколько фазоинверторов - с расчетной длиной, чуть длинее и чуть короче. Фазики вставлял, замазывав пластилином.
(кликните по картинке для увеличения)
Фазоиневертор. Под фазоинвертор я использовал картонную трубу, на которую наматывают линолеум. У меня была такая труба где-то 7 см в диаметре, но по расчетам этого оказалось мало - мог возникнуть шум воздуха. Поэтому я пошел в магазин и попросил подарить мне трубу чуть большего диаметра. Добрый продавец кавказской наружности не отказал. При установке, трубу я обмотал сырой резиной и изолентой в несколько слоев.
Верхняя крышка саба была еще не прикручена, поэтому я ее просто ложил на резинку и придавливал сверху. Все это дело всячески прослушивал на музыке и на синусойдах. Мерял импенданс, строил график, смотрел резонансную частоту. Пытался померять АЧХ микофоном с помощью спектралаба, но что-то результаты вызвали сильные подозрения в их реальности, поэтоум бросил это. В общем, как выяснилось, расчетная длина фазоинвертора действительно дает требуемую частоту его резонанса.
Расчетная длина фазоинвертора
Поэтому принял решине остановиться на этой длине. Фазик вынул, пластилин счистил, обмотал его в нескоько слоев сырой резиной, сверху обмотал в несколько слоев тягучей изолентой. Все это для жесткости, крепости и прочего в том же духе Вставил уже окончательно, с жидкими гвоздями. Осталось поэкспериментировать с набивкой синтепоном. Послушал без набивки, со средней набивкой, с сильной набивкой, оставил как больше понравилось.
Кстати, на этой стадии желательно дополнительно убедиться что корпус вышел герметичным. Делается это очень просто - включается синусойда низкой частоты, достаточной мощности, затыкается фазоинвертор и можно определить на звук, нет ли где утечек воздуха (проявляются как громкой "сопение")
(кликните по картинке для увеличения)
Обклейка линолеумом и набивка синтепоном
После этого осталось только окончательно закрыть крышку. Вот и все, при случае внутрь можно будет попасть вынув динамик, благо дырка там большая.
Но, остался еще один важный момент - работа над внешним видом. Поскольку из-за кривых краев стенок "квадратность" агрегата получилась весьма условной - решил все стенки обделать тонким слоем декоративной ламинированной ДВП. Купил за 300 рублей цвета "светлый дуб", распилил, промазал корпус шпалтлевкой, прикрутил шурупами двп. Углы заделал уголками для МДФ панелей (цвет более-менее похож). Уголки клеил на ПВА, прикручивал шурупами.
(кликните по картинке для увеличения)
Внешний вид до отделки, после отделки
В целом результатом доволен. Сожалею только что сравнить не с чем. Было бы интересно собрать еще что-нибудь с другим динамиком, потому что думаю что от динамика очень много что зависит. Саб получился не особо киношный, полы не трясутся, думаю в этом шипы виноваты, а возмножно что и маленький Xmax (ход диффузора) сыграл свою роль. Но в общем то, киношный саб было бы собрать еще проще - надо было бы взять динамик с длинным ходом и направлять фазик в пол, а то и сам динамик, ну или вообще в бандпассе делать.. Обошлось все конечно недешево: 3000 руб динамик, почти на 2000 материалов - мдф, фанера, двп, уголки, с 1000 на расходники - шурупы, жидкие гвозди, герметик, синтепон, шипы. Угробленный электролобзик даже не считаю, с ним вроде обошлось, не стали денег требовать И заметьте, это себестоимость пассивного саба. Зато сколько удовольствия, а?!!
Вес малыша получился 70 кг. Внешний вид требует еще небольшой доделки по мелочам - надо что-то придумывать со стыками в углах, возможно сделать какие-нибудь декоративные нашлепки вокруг динамика и фазика, но самое главное - агрегат чудесно вписался в интерьер. Когда он был в процессе сборки, казалось что он занимает полкомнаты, сейчас же стоит неприметно рядом со столом, гости его даже не замечают.
(кликните по картинке для увеличения)
Мой "колхозный" сабвуфер органично вписался в интерьер
Кстати, место для установки саба тоже надо определять экспериментально. Тут 2 методики: либо ставить саб в место для прослушивания и самому ползать по полу, определяя в каком месте звук качественней всего, потом ставить туда саб, либо самому садиться на место прослушивания и передвигать саб по комнате ;)
Итого, на процесс изготовления (от мысли до воплощения) у меня ушло около трех месяцев. Если вы решите идти этим путем, после завершения работ, прочтите вот этот текст: http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=22523&filename=audiofil_vasiliy.rar (авторство принадлежит Дыба Дмитрию aka DIMM, надеюсь он не обидится что я его творчество распространяю), он для вас будет очень актуален ;) И еще, берегите соседей, будьте культурными людьми!
(кликните по картинке для увеличения)
Вот такой беспорядок в квартире стоял у нас в течение последних двух недель сборки
Ну и в завершение, выражаю огромную благодарность за помощь и ответы на мои глупые вопросы Bosik'у (автор ветки про самодельный сабвуфер на IXBT) и Audiokiller'у (автор сайта http://www.electroclub.info/).
зы. Сейчас хочу собрать для интереса бандпассный саб на каком-нибудь 12 см маленьком динамике ;)
Приглашаю всех на обсуждение в https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=3770118#3770118
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают