Обзор и тестирование игрового компактного ноутбука HP OmniBook 5700CT – высокопроизводительная модель для работы, 2D-3D-игр и мультимедиа приложений

для раздела Блоги

Всему свое время… (Экклезиаст)


Все вещи под небом,

И каждой есть время,

И небу нет смысла спешить.

Есть время родиться

И время покинуть -

Покинуть навеки сей мир.

Есть время посева,

И есть время сбора,

И есть время, чтобы убивать.

И время лечить есть,

И время разрушить,

И время чтобы созидать.

Есть время заплакать,

И время смеяться,

И время судьбу проклинать.

И время для танцев,

И срок бросать камни,

И срок чтобы их собирать.

Есть время объятий,

И срок уклоненья,

Как нам не хотелось обнять.

Есть время искать

И есть время потери;

И есть время, чтобы сберегать.

Есть время выбрасывать,

Время рвать ткани,

И время есть, чтобы их сшивать.

Есть время молчать,

Время есть разговоров,

И время любить есть у нас.

Есть срок ненавидеть,

И есть войны время,

И срок, чтобы мир заключать.


У вас, что за время?

Любить? Ненавидеть?

А может пора созидать?


Все вещи – под небом,

Всему свое время,

Не стоит спешить или ждать.

Понять это просто,

Сложно исполнить,

И очень непросто принять…


10.03.2018

12.56




Обзор и тестирование игрового компактного ноутбука HP OmniBook 5700CT – высокопроизводительная модель для работы, 2D-3D-игр и мультимедиа приложений


Введение


Если Вы осилили, мой парафраз главы 3 книги Экклезиаста, предваряющий статью, то понимаете, что всему есть свое время. Возможно, Вам это сложно сейчас понять и принять, но и этому придет время, поверьте.


Вернемся к нашим баранам.


Думаю, даже эдак в году 2018, когда бюджетные смартфоны (мобильные телефоны с некоторыми возможностями микрокомпьютеров), стоимостью 25-30$ будут обладать производительностью, на порядок, а то и больше, превышающей производительность Мейнфреймов 80-х годов XX века, люди, как и 10 лет назад, и сегодня, для того, чтобы иметь возможность взять с собой домашний компьютер в дорогу, будут стараться приобрести себе ноутбук, стоящий, как можно дешевле, как можно меньше весящий и, одновременно, как можно более производительный.


Для ноутбука понятия «легкий», «дешевый» и «производительный» являются взаимоисключающими, ибо одним из трех понятий приходится жертвовать. 


Как в анекдоте про Почту России – быстро, дешево, качественно – выберите любые два пункта из трех, и покиньте помещение – у нас обед! 


Однако при ценах в 5000$ за ноутбук среднего уровня хочется верить, что рано или поздно их цена упадет хотя бы до уровня 1000$, а лучше 300-500$.


Тем не менее, и 20, и 10, и 5 лет назад, и сегодня, рынок легких и производительных ноутбуков процветает, пусть и с переменным успехом.


Основной вопрос при приобретении таких ноутбуков – набор ПО, для которого они приобретаются. Если производительность ноутбука удовлетворяет минимальным (а лучше максимальным) требованиям программного обеспечения, для которого ноутбук берется, то его вполне можно приобретать, если же не удовлетворяет, смотрите следующую, более дорогую и производительную, модель.


Лично у меня, при поиске и приобретении тестовой модели ноутбука все произошло довольно спонтанно. Уже почти как год, я неспешно пишу FAQ по сборке ПК для современных и перспективных 3D игр.


Мною перелопачена куча форумов, просмотрен не один час видео, произведена куча экспериментов с теперь моим, реальным железом. Я тестировал и процессоры, и видеокарты, и материнские платы.


В принципе, с учетом последних ко мне поступлений видеокарт, процессоров и звуковых карт, тем для статей еще достаточно. Тема молочных желез раскрыта еще не полностью. Однако, как известно – лучший отдых – это смена деятельности. Видеокарты я тестировал, процессоры – тоже, тестирование собранных мною ПК тоже имело место. Пришло время тестировать лэптоп.


1. Упаковка, внешний вид, технические характеристики ноутбука HP OmniBook 5700CT


Ноутбук, ко мне пришел из столицы нашей Родины, в не столь давние времена называемой СССР. Купил я его у бывшего жителя УССР. Ехать ноутбуку было не близко, поэтому транспортные расходы составили ровно четверть его стоимости.


Упакован лэптоп был в стандартную для почты России упаковку – серо-коричневая коробка, «защищенная» от вскрытия фирменным сине-белым скотчем. Причем толку от этого не было, коробка целой не доехала, хотя и намеренных следов вскрытия на ней тоже не имелось.


Вскрываем посылку, убираем защищающие от действий нерадивых грузчиков куски поролона и пенопропиленовой пленки и извлекаем и тестируем ноутбук.



Ноутбук – это, с одной стороны весьма удобное устройство, вполне способное заменить собою стационарный ПК, с другой стороны, в нем весьма ограничены возможности для апгрейда, с третьей же стороны, все ноутбуки имеют возможность подключения к ним внешнего монитора, клавиатуры и (или) мыши, что существенно расширяет их возможности. Однако, давайте посмотрим на тестовый лэптоп.


Итак, перед нами настоящая, живая легенда 1997 года – ноутбук Hewlett Packard (HPOmniBook 5700CT.


Классический дизайн ноутбука. Четкие прямые линии, «радикальный» темно-серый цвет, высокопрочный пластик, порты ввода-вывода, высокоскоростной CD-ROMfloppy-дисковод. Ноутбук укомплектован едва ли не по последнему слову техники.


Вид спереди (сверху):


Обратите внимание – на передней панели ноутбука – под дисплеем имеется ЖК индикатор. Как говорится, просто и со вкусом.


Вид спереди:




CD-ROM (который можно заменить на имеющийся в комплекте FDD привод), посадочные места для батареи (справа) и HDD (слева).


Вид сзади:



Порты ввода-вывода - PS\2 (mouse\keyboard), COM, инфракрасный порт, порт для подключения док-станции. 


Вид справа:



Справа у нас аудио выходы, PCMCIA слот.


Вид слева:



Слева порт принтера (к нему же и FDD подключается), кнопка перезагрузки, вход для кабеля питания и больше ничего интересного.


Вид снизу:



Снизу заглушка для замены проприетарных модулей памяти, болт-фиксатор HDD, вентиляционное отверстие.


Вид сверху:

Крышка с логотипом производителя ноутбука.


Внешне ноутбук выглядит солидно и одновременно изящно. Чувствуется, что в 1997 году он стоил ~5000$.


Первое включение


Подключаем провода к сети, жмем на кнопку включения. Лампочки замигали, загрузка пошла.


Ну что можно тут сказать, продавец не обманул, работает, выдергиваем ноутбук из сети – батарея держит.


В каком, говорите, году сделан лэптоп, в 1997? Это значит в 2018 г. ему будет больше 20 лет, а батарея еще будет функционировать. Да, умели раньше делать качественные вещи, не поспоришь.


Технические характеристики


Для своего времени (1997 год) ноутбук обладал пусть и не выдающимися, но весьма неплохими характеристиками, позволяющими решать на нем весь спектр актуальных для его времени задач. Однако, к чему много слов, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.


HP OmniBook 5700CT

п\п

Наименование   

Технические   характеристики 

1

Центральный процессор

Intel Pentium 166 MMX

(32-битная x86 архитектура)

2

Размеры и масса

22,6 × 29,5 × 4,9 см

3,58 кг

3

Кеш 2 уровня на материнской плате

512 Кб

4

Жесткий диск

1,86 Гб

5

Дисковод гибких магнитных дисков

Стандартный 3,5 дюймовый привод, поддерживает форматы   1,44-2 Мб

Параллельный порт, поддержка внешних дисков

6

Оперативная память

16 или 32 Мб (в моем случае произведен апгрейд до 48   Мб)

7

Приводы оптических дисков

CD-ROM, максимальная скорость чтения дисков 10X

Вместо CD-ROM можно установить аккумулятор 3.75 А\ч

8

Поддержка карт расширения

1 слот PCMCIA,   поддерживает устройства III и II типа

9

Порты ввода-вывода

-   Стандартный COM (последовательный   порт): 9-пин;

-   Стандартный параллельный порт: 25-пин;

SVGA-вывод;

- Совмещенный   стандартный PS\2 порт   мыши и клавиатуры;

- Инфракрасный   порт;

- Стандартные   аудиовыходы (Stereo-instereo-out, микрофон);

- Порт MIDI/джойстика;

-   Коннектор для док-станции;

- Разъем   питания


10

Видеоадаптер

Графический акселератор Chips andTechnologies 65554 

2Мб видеопамяти EDO-DRAM

11

Дисплей

12,1-дюймовый, 800 × 600 SVGA TFTэкран:   16 million цветов

12

Звуковая карта

Sound Blaster Pro   совместимая звуковая карта

PnP Crystal 4237Bшина   ISA (в DOS работает с   драйверами от Sound Blaster Pro)

13

Поддержка ОС

DOS 6.22, Windows   3.1, Windows 9x, Windows NT


Как видите, по своим характеристикам для 1997 года, ноутбук являлся весьма производительным. Единственный его недостаток – недостаточно емкий HDD, впрочем, для Windows 95, которая на нем установлена, требуемый объем дискового пространства от 50 Мб, соответственно ОС со всеми приложениями вполне реально уложится в 150-200 Мб, а остальные 1,5 Гб останутся под нужды пользователя.


Кроме того, кто может Вам запретить вместо HDD использовать SSD или просто более емкий диск?


Экран


Как указано в таблице выше - в ноутбуке установлена быстрая активная жидкокристаллическая матрица SVGA TFT.


Напомню, пассивные матрицы, созданные на более старой технологии STN (CSTN, FSTN, DSTN) - Super Twisted Nematic (сверхскрученный полимер) – имеют три основных недостатка: малые углы обзора и цветность (проблема цветности решена в матрице типа Color Super Twist Nematic - CSTN) и длительное время отклика на изменение напряжения на матрице (образована наложением слоев горизонтальных и вертикальных контактных полос), что отрицательно сказывается на воспроизведении динамических сцен в играх и видео – проблема не решена.


TFT (Thin Film Transistor) - активная матрица, управляемая тонкоплёночными транзисторами, то есть TFT - тонкоплёночный транзистор. В сравнении с пассивной жидкокристалической матрицей, активной матрице, управляемой тонкоплёночными транзисторами, удаётся значительно повысить быстродействие дисплея, а также повысить контрастность и чёткость изображения. Цвета смотрятся по настоящему сочно и естественно.


Впрочем, к чему разговоры. Посмотрим на углы обзора в матрице ноутбука HP OmniBook 5700CT.


Впечатляет? Меня тоже, хоть в идеале хотелось бы угла обзора в 178 градусов, как по горизонтали, так и по вертикали, но пока это только мечты.


Физическое разрешение матрицы лэптопа – 800х600 точек. Для 12,1 дюймов это практически идеальное разрешение, зерно матрицы незаметно, рабочий стол Windows достаточно велик, чтобы разметить на нем несметное количество ярлыков (лучше этого не делать, конечно, но я тоже грешен).


Однако стоит отметить, что если вы выбираете ноутбук исключительно для DOS игр, стоит обратить внимание на модели с матрицей с физическим разрешением 640х480 точек.


Подавляющее большинство DOS игр работает в разрешении 320х200 (240) точек, соответственно для того, чтобы прорисовать пиксель матрице надо будет его лишь удвоить, что даст Вам идеальную картинку.


С другой стороны большинство таких ноутбуков оснащены пассивными матрицами STN типа, которые размазывают картинку в динамичных сценах и основаны на устаревших 486-SX-DX процессорах, материнские платы для которых, как правило, не оснащены звуковой картой.


Впрочем, совсем без звука ноутбуков не бывает. PC-спикер есть везде.


Многим нравится звук PC-спикера (Wolfestein 3D – рулит), кроме того, можно отдельно приобрести COVOX (или спаять самому), благо все такие ноутбуки оснащены параллельным портом.


Однако в погоне за матрицей в 640х480 точек зачем лишать себя удовольствия хотя бы запустить Атомного Герцога (Duke Nukem 3D) в разрешении 800х600 для того, чтобы посмотреть на картинку в столь высоком разрешении? Более того, многие новые игры будут поддерживать столь высокое, и даже более высокое разрешение. Не говоря уже о квестах.


Помните, в недавнем прошлом, в 1996 году на рынке ПК появились 3D ускорители Voodoo Graphics PCI, делающие картинку в Quake в высоком разрешении 640х480 просто волшебной красоты? Более того, 3D ускоритель Voodoo Graphics PCI позволяет играть в Quake даже на слабых 486DX процессорах.


Думаю, придет время, и эта технология придет и в ноутбуки. Пока же ограничимся тем, что есть, а в лэптопе HP OmniBook 5700CT установлен графический акселератор Chips and Technologies 65554.


Видеоакселератор Chips and Technologies 65554


С именем основателя компании Chips and Technologies - Диосдадо Банатао связана и другая известная компания - SGraphics, однако результаты стартапов этого филиппинца – тема для отдельной статьи.


Основным же и главным плюсом Chips and Technologies 65554 является отличная совместимость с любыми DOS приложениями и играми.


Видеоакселератор оснащен 2Мб видеопамяти EDO-DRAM, что позволяет ему отрисовывать полноценную 24-битную картинку (16,7 млн. цветов) в разрешении 800х600.


Скорость в 2D, учитывая 64-битную внутреннюю шину видеоадаптера Chips and Technologies 65554, а также тот факт, что с процессором она общается по шине PCI, вполне достойная. Любые видеокарты ISA и VLB и рядом не стоят.


В целом, если сравнивать производительность Chips and Technologies 65554 с эталонной 2D видеокартой SVirge/VX то стоит отметить, что она весьма неплоха – примерно на уровне SVirge. В чем-то чуть быстрее, в чем-то чуть медленнее. Какие либо 3D возможности у видеоадаптера, естественно, отсутствуют полностью.



Впрочем, вопросы производительности ноутбука мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи, а пока перейдем к установке и настройке операционных систем.


2. Установка и настройка операционных систем


Ноутбук мною приобретался с вполне утилитарной целью – для того, чтобы использовать его время от времени в качестве игрового, а также для прослушивания на нем музыки и чтения книг. Кроме того от ноутбука требовалось обеспечение им возможности работы с текстами и графикой в командировках.


К сожалению, время текстового пользовательского интерфейса (TUI) безвозвратно ушло (а ведь как все удобно было – написал запрос, получил результат), в настоящее время рынок захвачен GUI операционными системами (попробуйте запомнить во всех этих выпадающих меню, где и что находится). Более того, все постепенно движется к тому, что графический интерфейс пользователя будет соседствовать с голосовым интерфейсом, эдак и читать в перспективе можно будет не учиться, сказал компьютеру сделать классно – получил классный результат.


Впрочем, все это ожидает нас в будущем, а для наших применений – мы будем использовать две проверенные временем ОС – M$-DOS 6.22 и MWindows 95.


Кстати, поговаривают, что Microsoft потратила просто баснословные деньги на рекламную компанию для продвижения этой ОС на рынок. Чего только стоит запуск рекламы с участием исполнительного директора компании – Била Гейтса на MicrosoftJudgement Day event on October 30th, 1995, где он ходил внутри игры DOOM с двустволкой.


https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=b2V9TFrmQ_Q


Впрочем, как известно IntelLotus Development и Carnegie Mellon University подали официальную петицию о запрете использования игры Doom на рабочем месте. Посмотрим, чем все это кончится, а пока перейдем к установке и настройке операционных систем.


Итак, для того, чтобы установить M$-DOS 6.22 совместно с Windows 95 нужно запомнить несколько простых правил.


1. Первым делом необходимо установить и настроить всем нам привычную и невероятно удобную M$-DOS 6.22.


1.1. Для этого с помощью программы fdisk.exe, находящейся на системной дискете, необходимо разметить HDD, создать на нем DOSраздел.


1.2. С помощью программы format.com отформатировать ранее созданный раздел.


1.3. Установить с дискет M$-DOS, драйвера к звуковой карте (подойдут от Creative SoundBlaster Pro), CD-ROM, мыши (если используете).


Пример настройки файла Autoexec.bat (настройки для SoundBlaster Pro 2):


SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 T6

@ECHO OFF

PROMPT $p$g

PATH C:\DOS

SET TEMP=C:\DOS

MODE CON CP PREP=((866) c:\DOS\EGA3.CPI)

MODE CON CP SEL=866

KEYB RU,,C:\DOS\KEYBRD2.SYS

LOADHIGH C:\DOS\MSCDEX.EXE /D:MSCD001

C:\DOS\CTMOUSE.EXE /3

C:\VC\VC


Драйвер мыши (CTMOUSE.EXE), необходимо предварительно скопировать в папку DOS.


Пример настройки файла config.sys:


DEVICE=C:\DOS\SETVER.EXE

DEVICE=C:\DOS\HIMEM.SYS /TESTMEM:OFF

DEVICE=C:\DOS\EMM386.EXE RAM

DEVICE=C:\CTCM\CTCM.EXE

DEVICEHIGH=C:\DOS\VIDE-CDD.SYS /D:MSCD001

DEVICE=C:\DOS\DISPLAY.SYS CON=(EGA,,1)

COUNTRY=007,866,C:\COUNTRY.SYS

DOS=HIGH,UMB

LASTDRIVE=Z

FILES=40


Драйвер CD-ROM (VIDE-CDD.SYS), естественно, также необходимо предварительно скопировать в папку DOS.


Отключение тестирования оперативной памяти – на ваше усмотрение.


На случай быстрой переустановки DOS можно скопировать папку DOS, файлы autoexec.bat и config.sys в папку DOSBAK, откуда их потом просто копировать в корневой каталог.


1.4. Если Вы привыкли пользоваться текстовыми оконными менеджерами файлов типа Volkov Commander установить и его (последняя строка в autoexec.bat обеспечивает автоматический запуск Volkov Commander).


1.5. Надо ли кому-либо объяснять, что настройка DOS должна обеспечивать максимальный объем свободной верхней (Upper) памяти (UMA/UMB)? При использовании драйверов CD-ROM и мыши должно оставаться не меньше 600 Кб свободной памяти адресного пространства первого мегабайта. В противном случае множество игр просто не запустится (тот же WarCraft II, к примеру).


Естественно, что в ПК должна быть установлена расширенная память. Впрочем, времена AT\XT уже прошли.


2. После установки DOS следует скопировать на HDD директорию Win95 и (ВАЖНО!) запустить установку Windows 95 из MDOS 6.22. Такой способ установки даст нам в меню загрузки строку Previous version of MS-DOS.


2.1. После установки Windows 95 необходимо выполнить следующее.


В Windows 95, при появлении на экране строки «Starting Windows 95...», после нажатия клавиши F8 появится меню выбора различных конфигураций загрузки.


В этом меню имеется пункт «Previous version of MS-DOS», позволяющий запустить ранее установленный и настроенный M$-DOS.


Естественно, можно задать появление этого меню без нажатия на клавишу F8 при каждой загрузке. 


Для этого, находясь в Windows 95 необходимо отредактировать файл MSDOS.SYS, находящийся в корневом каталоге диска C.


Файл MSDOS.SYS имеет атрибут «скрытый», соответственно стоит включить в проводнике отображение скрытых и системных файлов. Более того, если файл имеет атрибут «только для чтения» нужно убрать его. 


В файле внеся в раздел [Options] следующую строку:

BootMenu=1 


В разделе [Options] также должна присутствовать строка:

BootMulti=1 


Вы можете сделать стандартным видом загрузки "Command prompt only", для чего Вам следует заменить строку:

BootGUI=0 на строку BootGUI=1 


BootMenuDelay=5
В этой строке задаётся время на выбор пункта загрузочного меню. В данном случае 5 секунд.

BootMenuDefault=1
В этой строке задаётся номер пункта загрузочного меню, который будет выбран автоматически.


Закончив работу в режиме Command prompt Windows 95 можно запустить командой win, также, как и ранее в Windows 3.x.


Внимание! Microsoft, Windows 95 OSR2 не подерживает загрузку предыдущей ОС MS-DOS.После загрузки «Previous Operating System» и последующей перезагрузке или выключении компьютера Windows 95 перестает загружаться.


Официальная причина такого поведения Windows 95 – данная версия Windows 95 предназначена исключительно для установки на новые ПК, в которых отсутствует ранее установленная операционная система.


По неофициальной версии – это продолжение нездоровой политики компании по продвижению новой ОС и замещению ею и ее наследниками лучшей из ОС – DOS.


Что же происходит на самом деле при выборе пункта загрузочного меню «Previous versionof MS-DOS»? Все банально. В данной версии Windows заложена программная «бомба».


- файлы Windows 95 OSR2 - AUTOXEC.BATCONFIG.SYSIO.SYSMSDOS.SYSCOMMAND.COM- переименовываются в AUTOXEC.W40, CONFIG.W40, WINBOOT.SYSMSDOS.W40, COMMAND.W40.


- файлы MS-DOS - AUTOXEC.DOSCONFIG.DOSIO.DOSMSDOS.DOSCOMMAND.DOS - переименовываются в AUTOXEC.BATCONFIG.SYSIO.SYSMSDOS.SYSCOMMAND.COM.


- при завершении работы или перезагрузке, файлы AUTOXEC.W40, CONFIG.W40, WINBOOT.SYSMSDOS.W40, COMMAND.W40 обратно не переименовываются! Соответственно, Windows 95 при загрузке их не находит и не может загрузиться.


Решение первое (неудобное):


Создаем bat-файл следующего содержания:


rem - сохраняем резервные копии файлов MS-DOS:

ren autoexec.bat autoexec.dos

ren config.sys config.dos

ren command.com command.dos

attrib -r -h -s msdos.sys

attrib -r -h -s io.sys

ren msdos.sys msdos.dos

ren io.sys io.dos

attrib +r +h +s msdos.dos

attrib +r +h +s io.dos


rem - восстанавливаем затертые файлы Windows 95OSR2:

ren autoexec.w40 autoexec.bat

ren config.w40 config.sys

ren command.w40 command.com

attrib -r -h -s msdos.w40

attrib -r -h -s winboot.sys

ren msdos.w40 msdos.sys

ren winboot.sys io.sys

attrib +r +h +s msdos.sys

attrib +r +h +s io.sys


Перед завершением работы в M$-DOS следует запустить вышеуказанный bat файл. Если забудете его запустить, Вам придётся загрузиться с дискеты и вручную, переименовать нужные файлы.


Решение второе:


Используйте тот DOS (7.0) надстройкой к которому и является Windows 95OSR2. С его настройкой, если внимательно читали выше раздел, посвященный организации мультизагрузки, думаю, разберетесь самостоятельно.


Решение третье:


Используйте предыдущую версию Windows 95 или новейшую Windows 98, выход которой нам вскоре обещают.


3. Тестирование производительности HP OmniBook 5700CT


Итак, пришло время для тестирования ноутбука в реальных приложениях. В качестве тестовых приложений мною будет использовано следующее программное обеспечение. Учитывая, что в 1998 году бенчмарки типа 3DMark99, WinBench99 и другие, еще только в проекте, тестировать ноутбук приходится с тем ПО, что имеется на сегодняшний день. Все синтетические бенчмарки работали в DOS 6.22. Игры, за исключением Quake 2 также запускались из DOS. Следует отметить, что запуск всех нижеперечисленных игр в Windows 95 дает неплохой рост FPS, соответственно программисты Microsoft не зря едят хлеб.


Синтетические приложения


1. 3DBench 1.0c (VGA Benchmark). В данном тестовом приложении просчитывается относительно простая 3D сцена – вращающийся над шахматной доской ПК, нажатие на 6 кнопок, динамически движущиеся и вращающиеся объемные буквы. Результат – «попугаи».


2. Chris`s 3D Benchmark. В данном бенчмарке мы можем наблюдать вращение 3D куба сложной формы. Результат – FPS (кадров в секунду).


3. PC Player Benchmark- 640x480. В этом измерителе производительности ПК рассчитывается весьма сложная анимированная 3D сцена. В центре карты имеется шахматная доска над которой вращается 3D надпись «PS player». Вокруг находятся деревья, ангары, вышка и т.п. По карте движется футуристического вида гусеничный броневик. Результат – FPS(кадров в секунду).


4. Final Reality – комплексный тест для проверки 2D\3D производительности компьютера. Тестировать можно как графический акселератор, так и центральный процессор. В процессе тестирования бенчмарком определяются следующие показатели:


- Скорость передачи данных (mbytes) по шине (Bus transfer rate);

Скорость (images/sпрорисовки 2D (2D Image processing);

Скорость (kilopolygons/s,images/s, megapixels/sвывода 3D графики (3D Perfomance);

- Скорость передачи (images/s) по шине AGP (при ее наличии);

- Общие показатели (за единицу приняты результаты Pentium 150 MHz S3 Virge/VX) в 2D и 3D задачах.


Если Вы еще видели все те красоты, которые он воспроизводит на экране дисплея, рекомендую посмотреть. Будете впечатлены. Правда без 3D ускорителя всех красот не увидеть, зато можно посмотреть занимательное слайдшоу.


Игровые приложения


DOOM


Об этой игре можно говорить бесконечно. Игра DOOM– это 3D шутер с реалистичной графикой. Сколько бессонных ночей, сколько сорванных сроков сдачи проектов, сколько авралов, чтобы нагнать сроки – и все это DOOM легендарная игра компании id Software.


Максимальные настройки графики. Стандартное разрешение 320х200. Результаты выводятся в «геймтиках» и «реалтиках», по итогам бенчмарка выводится нечто вроде «timed 2134 gametics in 657 realtics» (приведено для примера).


Для того, чтобы увидеть результат в FPS (кадров в секунду) необходимо произвести несложные вычисления: 35*2134/realticks.


В примере выше FPS равен 35*2131/657=~113,7 кадров в секунду.


Quake


Еще одна мрачная и мистическая игра – легенда от idSoftware. Если Вы еще не играли в эту игру, рекомендую пройти ее. Только проходить ее необходимо с оригинального диска, содержащего аудиотреки, созданные другом Джона Кармака – музыкантом Трентом Резнором. Иначе теряется весомая часть очарования игры.


Разрешение экрана при тестировании 320х200, 360х240 и 640х480. Результат – кадры в секунду (FPS). Забегая вперед отмечу, что в DOS 6.22 игра в 640х480 не запустилась, увы.


Duke Nukem 3D


Это достойный противник для Quake, несущий в себе искрометный юмор, отличную 2,5D графику (по внешним признакам отличить ее от настоящего 3D практически невозможно). Атомный герцог – DukeNukem 3D– у этой игры великое будущее, думаю, она и через 20 лет будет популярна и востребована.


Версия игры 1,7 AtomicEdition. К сожалению, в этой игре нет возможности замерить средний FPS, поэтому я выбрал довольно тяжелую сцену на 1 уровне, в которой имеется несколько динамических объектов (горящий огонь, мигающее освещение) и, загружая ее, фиксировал FPS.



Для тех, кто не знает или забыл, напоминаю, что мгновенный FPS в игре вызывается командой (читкодом) DNRATE.


Тестирование проводилось в разрешениях экрана 320х200 и 640х480, без звука на первом уровне 1 части игры. Результат – FPS.


Quake2


Очередное, новейшее творение компании id Software. К сожалению, компанию покинул один из ее основателей – Джон Ромеро. Сегодня он создал отдельную компанию и самостоятельно делает новую игру - John Romero’s Daikatana. Что нам известно об этой игре? Пока только то, что ее сопровождает весьма агрессивная реклама.


Кроме того нам известно, что Daikatana будет основана на движке Quake II, поскольку Ромеро был впечатлен его возможностями.


Впрочем, когда выйдет игра, тогда и посмотрим, а пока вернемся к Quake II. Для тестов использовался встроенный бенчмарк - Demo1.


Тестирование, в Quake2 проводилось в двух разрешениях – 320х200 и 640х480. Настройки графики по умолчанию, режим Software.


Результаты тестирования


Дабы не перегружать статью диаграммами я все полученные результаты свел в таблицу. Однако спешу обрадовать любителей картинок. Диаграммы будут, ниже, в разделе, посвященном анализу полученных результатов.



п\п

Тестовое приложение

результат

DOS 6.22

Windows 95

Синтетические   бенчмарки

1

3DBench 1.0c

72,3

69,0

2

Chris`s 3D Benchmark

74,5

73,7

3

PC Player Benchmark 640x480

11,3

10,9

4

Final Reality

0,77

Игровые   приложения

1

DOOM

39,4

38,1

2

Quake

320х200

31,0

30,5

360х240

24,3

24,0

640х480


9,1

3

Duke Nukem 3D

320х200

61

60

640х480

21

20

4

Quake2

320х200

12,2

640х480

6,4


Анализ полученных результатов


Начнем с синтетических бенчмарков. Самый простой из всей этой синтетики 3DBench 1.0c – работает с просто невероятной скоростью.



Количество попугаев целых 69 в Windows 95 и 72,3 в DOS. Думаю, с дальнейшим ростом производительности процессоров этот тест окончательно утратит свою актуальность.


Смотрим на результаты Chris`s 3D Benchmark




В этом бенчмарке ситуация аналогична. Производительность лэптопа высочайшая, если его сравнивать с ноутбуками на базе i486 совместимых ПК, результаты в DOS 6.22 выше, чем в Windows 95.


К сожалению, я не смог запустить бенчмарк в разрешении 640х480 в DOS 6.22, программа вылетает с ошибкой «abnormal program termination». В Windows 95 все работает, но приводить результаты бенчмарка для DOS полученные в Windows 95, думаю, нецелесообразно. 


Пытаясь запустить тестовую утилиту в DOS 6.22 я решил, что неверно настроил DOS, ведь в Windows 95 с ее запуском проблем нет (как и на моем десктопе в том же DOS 6.22) и запустил ее в DOS 7.0 (перезагрузив Windows 95 в режиме MS DOS). Результат не изменился, вышла та же ошибка «abnormal program termination». Поскольку стандарное разрешение для DOS – 320x200 и в нем все работает, думаю проблема с видеоадаптером – неполная поддержка VESA 2.0-3.0 режимов.


Двигаемся дальше и переходим к изучению результатов в PCPlayer Benchmark 640x480. Этот бенчмарк, без проблем, запустился, как в DOS, так и в Windows 95 в разрешении 640х480. Смотрим на диаграмму.



Здесь результаты гораздо более показательны. Не смотря на все новейшие технологии, разработанные Intel – вдвое больший кеш первого уровня в сравнении с обычными Pentium, технологию MMX современные процессоры недостаточно быстры, для того, чтобы просчитыватьсовременные процессоры недостаточно быстры, для того, чтобы просчитывать сложные 3D сцены в реальном времени с приемлемым FPS. Тем не менее, прогресс не стоит на месте, то ли еще будет! В целом же, DOS опять обеспечивает более высокий результат.


Перейдем к единственному среди тестовых бенчмарков не работающему в DOS -Final Reality, который, как видно из таблицы выше показал ни много, ни мало, а в 1,2 раза большую производительность в 2D, чем эталонная SVirge/VX.


Выглядит тест просто замечательно. Если новейшие игры действительно будут выглядеть так, как в тесте (и идти со скоростью 35 FPS), то в будущем нас ожидает практически фотореалистичная графика. Главное чтобы графика была не в ущерб геймплею.


Смотрим на результаты в диаграмме. Нас интересует 3D производительность ноутбука, напомню, что у видеоакселератора какие-либо возможности в 3D отсутствуют начисто, все сцены просчитывает CPU.



Что я вообще могу сказать, тестовый ноутбук, оснащенный Pentium 166 MMX в противостоянии с Pentium 150 MHz в комплекте с 3D акселератором S3 Virge/VX, который берет на себя львиную долю работы по расчету 3D сцен, показывает прекрасную производительность – 77% от эталона.



Это весьма неплохо (пусть даже в основном благодаря отличному 2D), и означает, что новые 3D игры лэптоп «потянет» (в софтверном режиме, естественно). Впрочем, так ли это, мы сейчас посмотрим.


Перейдем к играм.


DOOM


Начнем с DOOM с максимальными настройками качества.


Анализировать результаты в DOOM собственно говоря незачем. Игра идет с отличной скоростью, доставляя непередаваемое удовольствие, в DOS, кстати, игра работает ожидаемо быстрее.



Впрочем, при покупке современного ноутбука нас больше интересует производительность в более требовательных 3D играх, чем DOOM.


Quake


Quake – это отличная и весьма требовательная игра с уникальным геймплеем. Уровни в игре выглядят мрачно, характеризуются скудным освещением, и возможностью погибнуть без единого выстрела. Враги в игре опасны и метко стреляют. 


Давайте изучим диаграмму с результатами Quake.



Итак, что мы видим? О каком либо серьезном 3D ускорении в этой игре без Voodoo Graphics PCI вести речь не приходится, играем по старинке в пиксельную графику в программном режиме расчетов игрового мира центральным процессором. 


Джон Кармак и Джон Ромеро, при создании своих игр вполне резонно посчитали, что количество кадров в секунду в создаваемых ими играх должно держаться на уровне 35 FPS. Большего, в принципе, для плавной игры и не требуется, хотя и отказываться от лишних FPS не стоит, поскольку картинка будет еще плавнее.


Тестовый ноутбук, в чистом DOS 6.22 способен обеспечить комфортный фреймрейт в разрешении вплоть до 360x240. В Windows FPS несколько ниже.


Как я писал выше – запустить игру в DOS в разрешении 640х480 не представилось возможным. Не исключено, что для корректной работы видеокарты в DOS не хватает VESA драйверов и проблему решить можно. С другой стороны, смысл в этом отсутствует, поскольку 9 кадров в секунду – это мало для комфортной игры.


Чтобы обеспечить приемлемый фреймрейт в Quake в разрешении 640х480, думаю, нужен или процессор с тактовой частотой 450+ МГц или мощный 3D ускоритель. 

а вот стабильные 24 кадра в разрешении 360х240 – в самый раз.


Quake2


Перейдем к Quake 2. Смотрим на диаграмму.



Эта игра гораздо более требовательная, нежели Quake, соответственно и результаты в ней ниже. Cо скрипом, но в разрешении 320х240 играть в Quake2 можно (речь естественно не о сетевой игре).


Пусть это звучит странно, для обладателей Voodoo, поскольку средний FPS всего 12 кадров, однако это количество кадров в секунду абсолютно стабильно. Соответственно для того, чтобы оценить игровую ситуацию и открыть огонь по супостатам на легком или среднем уровне сложности производительности ноутбука с натяжкой хватает.


Вообще, современные, да и прошлые игры хороши не только и не столько графикой, сколько идеями и геймплеем в них заложенными. Если уйдет геймплей – графика, даже фотореалистичная, игры не спасет.


Duke Nukem 3D


А теперь посмотрим как ведет себя HP OmniBook 5700CT в Duke Nukem 3D? Смотрим на результаты в диаграмме.



Все просто великолепно. Игра идет плавно даже в разрешении 640х480, не говоря о классическом 320х200. Я запускал эту игру и в разрешении 800х600. Играть, в принципе можно, FPS порядка 15 кадров в секунду, что куда лучше, чем в Quake2, но о 100% комфортности игры все же говорить не приходится.


Самое главное, что мы выяснили по результатам тестирования - все игры и синтетические бенчмарки на тестовом лэптопе в среде Windows 95 идут несколько медленнее, чем в DOS.


Соответственно пока отказываться от DOS я не рекомендую. Для DOS существуют тысячи игр, системных утилит, рабочих программ различного назначения и иных приложений.


Понятно, что за такими ОС, как Windows 95, будущее – она очень легко настраивается, имеет понятный для освоения новичками интерфейс, практически все DOS приложения работают в ней совершенно стабильно и их даже проще запустить, чем в DOS, что показало и наше тестирование. Однако иногда возникают ситуации, когда нужен чистый DOS, поэтому, если Вы кроме работы на ноутбуке хотите еще и играть, пока я все же рекомендую использовать 2 ОС в режиме мультизагрузки.


Можно, конечно, установить и ОС-2 от IBM, но настроить в ней работу звуковых карт будет весьма сложно, поэтому в качестве игровой системы она малопригодна, как, впрочем, и Windows NT.


Заключение


Итак, мною завершено тестирование ноутбука HPOmniBook 5700CT. Ноутбук оставил у меня весьма приятное впечатление – отличный классический дизайн, быстрая TFT матрица высокого разрешения, все современные интерфейсы ввода-вывода.


К недостаткам ноутбука можно отнести отсутствие сетевого адаптера, все же живем в век Интернета, однако их стоимость сегодня достаточно велика, поэтому экономия производителя вполне понятна.


Если ноутбук действительно понадобится подключить к локальной сети придется покупать сетевую карту под слот PCMCIA. Для связи же с домашним компьютером вполне можно обойтись и нульмодемным кабелем. За вечер вполне можно перекинуть 150-200 Мб данных, не мучаясь с дискетами.


Еще одним недостатком можно назвать неумение дисплея масштабировать классические разрешения для DOS игр 320х200 и 320х240 на весь экран. Изображение масштабируетсяв центре экрана, оставляя черные полосы со всех сторон.


Впрочем, у ноутбука имеется возможность подключения внешнего ЭЛТ монитора с более качественными цветами, поэтому это даже не недостаток, а особенность лэптопа.


Заглядывая в будущее, можно отметить, что в ноутбуке нет перспективного последовательного порта USB, версию 1.0 которого анонсировали еще в январе 1996 года. 


Впрочем, на сегодня технологии универсального последовательного порта требуют доработки и исправления выявленных ошибок. Однако поговаривают, что к осени 1998 года будут готовы спецификации USB 1.1. Поживем – увидим. Если интерфейс станет популярным, можно будет приобрести PCMCIA карту с USB портами.


При тестировании мною основной упор делался на 3D возможности ноутбука, как наиболее ресурсоемкие приложения. Однако следует отметить, что и работать на ноутбуке можно с удовольствием, чему способствует высокое разрешение экрана.


Современные процессоры настолько мощны, что позволяют одновременно работать с в каком-либо приложении (в том же Microsoft Excel или Word) и слушать MP3 или трекерную музыку, без заиканий.


В целом же лэптоп HP OmniBook 5700CT - это отличная модель, обладающая широчайшими мультимедийными возможностями, позволяющая скоротать свободное время, как за классическими DOS играми, так и за новейшими 3D требовательными 3D шутерами.


С уважением, Freevad.


Обсудить статью можно здесь.


P.S. Статья написана так, как будто тестирование производилось 20 лет назад (даже ПО подобрано соответствующее). Это сделано мною намеренно, чтобы те, кто ее прочтут сегодня, могли оценить результаты прогресса за последние 20 лет. Спасибо!

Оценитe материал
рейтинг: 3.0 из 5
голосов: 2

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают