«Коррупционерам» на заметку или как на самом деле борются с коррупцией в Российской Федерации

для раздела Блоги

«Коррупционерам» на заметку или как на самом деле борются с коррупцией в Российской Федерации

Что!? У вас нет коррупции?!
Тогда мы идем к вам!
(народная мудрость)

Введение

Не секрет, что в последнее время по телевидению (да и в интернете) очень часто слышно о том, что одним из определяющих и необходимых условий развития Российской Федерации является искоренение коррупции, «пронизывающей насквозь» все наше общество.

Я не берусь объективно судить о том, насколько серьезно существует эта проблема в нашем обществе. Может быть, мне не хватает жизненного опыта, возможно, я не отношусь тому типу людей, на ком коррупционеры могут заработать деньги и по этой причине «чаша сия меня миновала», не исключено и то, что я просто не вхож в кабинеты «сильных мира сего», да и живу отнюдь не в «нерезиновой» и от этого не владею соответствующей информацией, но в своей жизни, мне ни разу не довелось воочию увидеть закоренелого коррупционера. И это, не смотря на то, что я с уверенностью могу сказать, что неоднократно «пересекался» по роду своей деятельности с лицами, обвиняемыми в коррупционных преступлениях, а также с людьми, допустившими менее значительные коррупционные проступки.

Поскольку проблема коррупции в нашей стране обозначена на самом высшем уровне, то она, безусловно, имеет место. А то что имеет место, всегда можно видеть, услышать или даже «пощупать», если повезет, конечно. Не зря ведь, регулярно проводятся, и даже широко освещаются в прессе, различные мероприятия направленные на борьбу с коррупционными проявлениями. То какого-нибудь майора ГИБДД за взятку арестуют, то врача, то учителя, бывает, правда, что и представители органов местного самоуправления на этом «горят», и даже представители государственных органов субъектов Российской Федерации. Есть правда одно «но» - слаженная и по настоящему рабочая система противодействия коррупции в стране, до настоящего времени не создана. Все успехи в борьбе с коррупцией — суть разрозненные, не связанные между собой эпизоды, не создающие впечатления работы слаженного и эффективного механизма.

Тем, не менее, сделано, в сравнении с прошедшей историей российского государства и права конечно, немало, потому что впервые в нашей истории принят закон о противодействии коррупции, приняты даже подзаконные нормативные акты. Но страна наша, пока, лишь в начале пути, в этом направлении. Того самого «нетерпимого отношения в обществе» к проявлению коррупции в России пока не воспитано. Впрочем, будем надеяться на то, что у нас еще все впереди.

Кто же на самом деле борется с коррупционными проявлениями в нашей стране? На кого возложена столь грандиозная и в принципе нереализуемая на 100% задача?

Как именно, проводится борьба с коррупцией? Кто отвечает за ее координацию? Кто делает те самые «показатели» за которые в нашей стране борются едва ли не столько же, сколько существует государство Российское?

Могут ли обычного (ну или почти обычного) человека обвинить в коррупционных связях?

Как самому не оказаться в роли «закоренелого коррупционера» не совершив, внешне, ничего предосудительного?

Об этом, и еще о многом, и пойдет речь в этой статье. Заскучали? Хочется спать? Прекращайте читать этот текст и уходите! Заинтересовало? Тогда читайте дальше, авось, узнаете что-то новое.

1. Некоторые понятия и определения.

Начать, как водится, следует с очевидных вещей. Например с того, что скелетом будущей системы противодействия коррупции в России является принятый, по инициативе Президента Д.А. Медведева соответствующий закон. Борьба с коррупцией, естественно, возведена в ранг государственной политики. Полномочия основных органов противодействия коррупции, ответственных за ее организацию, определены законом.

Президент РФ, как гарант конституции, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции. Учитывая, что инициатором принятия этого закона был именно Президент РФ, все выглядит логично и обоснованно, кому же еще, как не ему формировать внутреннюю политику в стране? А другие органы чем должны заниматься?

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий. Все правильно, так оно и должно быть.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. И это тоже верно, Председатель правительства, он ведь, правая рука Президента, разве не так?

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Ну и с этим тоже, не поспоришь, коль уж боремся, то на всех уровнях. Иначе и начинать не стоит. А что же делает прокуратура? Смотрим закон дальше.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Опять все выглядит логичным и продуманным, кому как не прокуратуре координировать борьбу с коррупцией? Более того, коль уж есть «координатор», то и спрашивать есть с кого, не так ли? Да и коррупция, на самом деле, это ведь не только, преступления, соответствующей направленности, но и другие нарушения.

Впрочем, не обделена полномочиями, кстати, и счетная палата Российской Федерации, которая, согласно этому же закону в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Смотрим закон дальше (точнее выше). Определение коррупции дано в том же Федеральном законе от 25.12.2009 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», итак, коррупция это:

- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.


Учитывая, что борьба с коррупцией — государственная политика, первоочередной задачей современного российского государства по искоренению коррупционных проявлений в обществе, является противодействие коррупции, которое определено вышеуказанным законом, как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:

- предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Выполнение перечисленных мероприятий, возложено, естественно, на все имеющиеся в нашей стране органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от полномочий, возложенных действующим законодательством на соответствующий субъект борьбы с коррупцией, определяется сфера его ответственности. То есть, органы, обладающие полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выявляют и раскрывают коррупционные преступления. Следственные органы их расследуют, остальные, по мере сил и возможностей, предупреждают коррупционные правонарушения. Особняком стоит лишь прокуратура, которая координирует все вышеперечисленную деятельность (за исключением деятельности Президента и Федерального собрания, естественно.

Итак, прокуратура Российской Федерации наделена широкими возможностями по выявлению коррупционных проявлений, устранению коррупциогенных факторов, борьбе с коррупцией.

Так, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» отмечено, что коррупцию следует рассматривать, как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации, следует принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Национальным планом противодействия коррупции на Прокуратуру российской Федерации возложены следующие обязанности:

По усилению надзора:

- за исполнением законодательства Российской Федерации, регулирующего использование государственного имущества и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе;

- за исполнением законодательства Российской Федерации в области организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

Прокуратура обязана принять меры:

- по повышению эффективности работы координационных совещаний, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

Прокуратура обязана проанализировать практику применения:

- гражданского и административного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления;

- законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;

Таким образом, сегодня, борьба с коррупцией является (наряду с множеством иных, как то: надзор за законностью реализации национальных проектов, борьба с преступностью в целом, надзор за исполнением законов, защита интересов государства и граждан в судах, поддержание государственного обвинения в судах, защита прав предпринимателей и юридических лиц и прочая, и прочая) приоритетным направлением работы прокуратуры, от качества и эффективности которой зависит, как формирование в крае гражданского общества, так и безопасность Российской Федерации в целом.

Естественно, что учитывая столь важную роль, отведенную прокуратуре Российской Федерации в борьбе с коррупцией, с Генерального прокурора Президент, по мере необходимости спрашивает о результатах работы. Генеральный прокурор, он ведь, хотя и особого рода, но все же чиновник. Да и размер заработной платы, у Генерального прокурора России, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливается Президентом.

Однако вернемся к нашим баранам и попробуем разобраться тем, каким же образом, главный, по сути, орган борьбы с коррупцией, реализует свои полномочия. Если сходить из здравого смысла, то очевидно, что любая борьба ведется по определенным правилам (даже если правило одно — ни каких правил). Правила устанавливаются нормативными правовыми актами. Будь то законы (федеральные и субъектов Федерации), указы Президента, постановления Правительства (правительств субъектов Федерации) или нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Не секрет, что основная масса реальной работы делается на местах, городскими и районными прокурорами. На уровне субъектов Федерации в большей мере ведется информационно-аналитическая работа, хотя и они проверяют местные правительства и государственные органы. О результатах проверок Генеральной прокуратурой Правительства Российской Федерации мне лично слышать не приходилось . Выводы, из этого напрашиваются сами собой, либо в Правительстве Российской Федерации коррупции нет по определению, либо Генеральная прокуратура ее там просто не ищет. Впрочем, это лишь мои предположения, не более того, не исключено ведь, что это только мне лично о них ничего неизвестно, но они (проверки и их результаты) на самом деле есть. Тем не менее нам, пора переходить к исследованию одного из основных направлений работы, которая ведется прокурорами при выявлении коррупционных проявлений среди поднадзорных органов.

2. Нормативные правовые акты, обязательные для государственных органов и органов местного самоуправления.

Кстати, а Вы, мой читатель, случайно не являетесь, тем самым муниципальным «чиновником» (во многих субъектах Федерации и чинов, то как таковых, не имеющих), которых ныне очень модно ругать по телевидению? Может быть, Вы еще и юристом работаете в администрации? Нет? Ну тогда вас это не касается. Тем же, кому это нужно (или интересно) следует знать, наличие каких документов, прежде всего проверяют прокурорские работники (по крайней мере должны проверять).

Проводя проверки в государственных и муниципальных органах, прокурорские работники обязаны обратить особое внимание на наличие (либо отсутствие, что является основанием для принятия мер прокурорского реагирования) в государственных органах и органах местного самоуправления планов по противодействию коррупции, в которые в срок до 1 июня 2010 г. должны быть внесены изменения, направленные на достижение конкретных результатов (разделы 4 и 5 Указа Президента российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции».

Ну что, господа? Внесли изменения, направленные на достижение конкретных результатов? Нет еще? Ну, как знаете, проблемы то у Вас будут, а не у кого-то другого.

Кроме пресловутого плана (назовем его в пику «Плану Путина» «Планом Медведева»;), в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в каждом государственном (муниципальном) органе должен быть определен «Порядок» уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации.

Да, да, несведущие. Кому не совсем понятно для чего все это нужно, разъясняю, что наряду с уголовной ответственностью за получение (хуже того вымогательство) взятки, установленной статьей 290 Уголовного кодекса РФ, существует и ответственность за дачу взятки. Прежде чем, предлагать тому самому «гаишнику» «заплатить штраф на месте» или «Семен Семенычу» из мэрии деньги на бутылку коньяка, за ускорение выдачи справки, трижды подумайте, стоит ли это делать, ведь посадить то могут, в худшем случае, аж на 8 лет. Оно Вам надо?

Наряду с вышеуказанными нормативными актами, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, органы местного самоуправления до 01.09.2009 обязаны определить должности муниципальной службы при назначении на которые и замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять вышеуказанные сведения о доходах.

Не понятно что написано? Да все очень просто. В любом органе, будь то МВД РФ, Прокуратура или сельская администрация, должны быть определены «чиновники», обязанные предоставлять сведения о своих доходах. А некоторые еще и о доходах своих близких. Вроде это все не сложно. Но на практике, довольно таки сложно, на самом деле правильно заполнить те самые «декларации» и не ошибиться, даже без злого умысла. А за такую ошибку, и уволить могут. Причем это не шутки. Однако об этом подробнее поговорим ниже. Пока скажу порекомендую лишь, заполнять все графы внимательно.

В соответствии разделом 6 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, органы местного самоуправления, руководствуясь настоящим Указом обязаны разработать и утвердить положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Тут, думаю, очевидно для каждого, что без проверки представленных сведений о доходах, нет смысла и подавать их. А раз сведения необходимо проверять, то и порядок проведения проверки должен быть определен.

Кроме того, органы местного самоуправления обязаны разработать и принять нормативный правовой акт о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. При этом, в указанных положениях должен быть не только определен орган (должностное лицо), обязанный проводить проверки, но и порядок проведения проверок.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. То есть, органы местного самоуправления обязаны разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов, что весьма логично. Забегая вперед, хочу отметить, что коррупционные нормы далеко не всегда прямо нарушают закон. Однако об этом ниже.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии с подпунктами «а, б» статьи 8 раздела IV и подпунктом «з» раздела V Указа Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции» национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества по следующим основным направлениям:

- обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции.

Решение вышеуказанных задач невозможно без создания при главах муниципальных образований совещательного органа по противодействию коррупции, о чем должен быть издан соответствующий нормативный правовой акт органа местного самоуправления. Ну что, господин мэр? Точнее юрист господина мэра? Есть в Вашем городском поселении соответствующий нормативный правовой акт? Нет? Ждите гостей из прокуратуры.

Ну и, так сказать, на посошок. В соответствии с подпунктами «а, б» пункта 8 указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 органам местного самоуправления в 2-х месячный срок (то есть до 01.09.2010) рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления, руководствуясь при этом настоящим указом.

Ну что, товарищ, глава муниципального района, он же глава администрации? Слабо не выполнить рекомендацию Президента Российской Федерации? Ах, Вы не даже муниципальный служащий, Вам и декларацию, то по закону пока подавать не обязательно? Ну что же рискните должностью, если вдруг забыли, что подотчетны представительному органу и населению района. Да и Указ Президента соответствующий имеется. В соответствии с подпунктом «т» пункта 8 раздела IV национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем распространения ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих муниципальные должности. Ну что, я Вас убедил? Нет? Ну, тогда это Ваши проблемы.

Таким образом, во всех органах местного самоуправления, включая муниципальные районы, городские и сельские поселения до 01.09.2010, на основе указанного Положения должны быть разработаны и утверждены «Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» соответствующие новым требованиям.

Ну и напомню тем, кто вдруг забыл. Отсутствие в муниципальных образованиях плана по противодействию коррупции, а также вышеуказанных нормативных правовых актов является основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Теперь пришла пора подвести краткие итоги этой части моей статьи. Нормативно правовая база — это основной регулятор общественных отношений в той или иной сфере. Коль уж в Российской Федерации формируется новая отрасль права — антикоррупционное законодательство, то все участники этих отношений должны принять зависящие от них меры на ее формирование. На практике, прокурорские работники, даже самым поверхностным взглядом охватившие наличие (либо отсутствие) действующих нормативных правовых актов могут принимать соответствующие меры прокурорского реагирования. В прокуратуре и отчет, соответствующий есть. Ведь не думаете же Вы, что прокурорские работники работают не так как остальные правоохранительные органы, то есть для народа, а не на показатели, сиречь «палки»? Или Вы таки, все же тот самый наивный мальчик из Заполярья?

3. Пара слов об организации работы о борьбе с коррупцией в прокуратуре Российской Федерации.

Кто бы и что-бы не думал о законодательстве нашей страны, о верховенстве Конституции РФ и поголовном заучивании норм российских законов наизусть, но в реальности организация любой работы, в том числе и в прокуратуре, сводится к действиям сотрудников по правилам, установленным соответствующими приказами. Оно в общем-то и понятно, зачем читать закон, если то же самое (в идеале) написано в приказе. Да и в реальности, коль уж законом на Генерального прокурора возложена организация координации деятельности правоохранительных органов, а права издания законов или постановлений у него нет, то деятельность эту среди подчиненных прокуроров он будет организовывать путем издания приказов.

Итак, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур обязаны:

Наладить и поддерживать деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной ответственности. Систематически анализировать работу по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции.

В целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные целевые профилактические мероприятия.

Прокуратурам городов и районов, специализированных прокуратур надлежит усилить надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения в суд.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, определена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 и (естественно;)) положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Как же на практике обстоит реализация этого направления всеобщей борьбы с коррупционными проявлениями? На самом деле все довольно просто (в теории, конечно). Существует соответствующий приказ Генерального прокурора РФ, в соответствии с которым в течении 30 дней после издания нормативных актов органами государственной власти субъектов или органами местного самоуправления прокурорами проверяется каждый изданный нормативный правовой акт. По результатам проверки составляется заключение, которое утверждается прокурором (города, района, субъекта Федерации).

Основная работа в этом направлении ведется нижним звеном прокуратуры РФ. Если Вам интересно, почему дела обстоят именно так, то секрета в этом ни какого нет. Как известно, государство наше устроено следующим образом: в России существуют органы государственной власти Российской Федерации (Президент, Правительство, Федеральное собрание), органы государственной власти субъектов Федерации (губернаторы, республиканские (краевые, областные) законодательные органы. Кроме того, в России существуют органы местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят, но кое-какими полномочиями обладают. Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления вроде как самостоятельны при решении своих вопросов, но в реальности эта самостоятельность примерно такова же, как у ребенка в семье. Вроде все права даны с рождения, но реально, есть куча обязанностей и смешные карманные деньги на их реализацию. Учитывая изложенное, наибольшее количество нарушений, в том числе коррупционных, выявляется именно в деятельности муниципальных органов. Впрочем, пора переходить к конкретным примерам выявляемых нарушений. Примеры, которые я буду приводить, реально имели место, но учитывая их распространенность, конкретики не будет «чтобы другим районам не было обидно» (с).

Примеры коррупционных факторов в нормативных правовых актах и их проектах, выявляемых прокурорами:

Так, Энской городской прокуратурой выявлен коррупциогенный фактор в «Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Энск», утвержденных решением Энской городской Думы от 14.10.2009 № 72, пунктом 7 статьи 14 которых установлено, что «администрация города по своему усмотрению учитывает предложения физических и юридических лиц при обеспечении подготовки документации по планировке».

Данная формулировка содержит коррупциогенный фактор, выраженный в широте дискреционных полномочий — неопределенность условий или оснований принятия решения (п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Методика).

Прокурором города, в рамках полномочий, предусмотренных статьей 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре российской Федерации» 27.09.2010 внесено требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, которое удовлетворено решением Энской городской Думы от 30.09.2010.

Прокурором Энского района ходе проверки действующих на территории района нормативных правовых актов, в июне 2009 года выявлен нормативный правовой акт - Положение «О муниципальном земельном контроле», утвержденный решением Собрания депутатов Энского муниципального района от 03.12.2008 №287, содержащий коррупциогенные нормы.

Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в том числе, являются недопустимость взимания органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

Пункт 3.5 статьи 3 Положения «О муниципальном земельном контроле», утвержденного решением Собрания депутатов Энского муниципального района от 03.12.2008 № 287, противоречит вышеуказанной норме Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а также пункту «б» статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку предусматривает взимание платы за проведение геодезических и иных измерений при проведении проверок с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прокуратурой района в представительный орган местного самоуправления – Собрание депутатов Энского муниципального района 25.06.2009 внесен протест. Протест рассмотрен и удовлетворен, по итогам очередного заседания Собрания депутатов внесены соответствующие изменения в Положение «О муниципальном земельном контроле».

Кроме того, прокуратурой Энского района принесен протест на Положение «О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются объекты муниципальной собственности Энского сельского поселения», утвержденное решением Совета депутатов Энского сельского поселения от 20.03.2009 №10, пункт 5 которого предусматривает возможность заключения договоров аренды недвижимого имущества предусмотрена без проведения конкурса. Протест рассмотрен и удовлетворен, решением совета депутатов Энского сельского поселения от 26.08.2009 № 41 норма содержащая коррупционные нормы исключена.

Прокурором Пригородного района 18.05.2010, в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено требование об изменении раздела 4 Положения об оказании единовременной материальной помощи жителям Пригородного сельского поселения, пострадавшим от пожара, утвержденного постановлением главы Пригородного сельского поселения от 11.02.2010г. №6, (далее – Положение). Указанным пунктом Положения устанавливался размер выплачиваемой материальной помощи пострадавшим в зависимости от степени повреждения имущества, исходя из оценочных понятий «полностью уничтоженное имущество» (пункт 4.3 Положения) и «частично уничтоженное имущество» (пункт 4.4 Положения). При этом в Положении не давались четкие определения указанных понятий, а лишь определялось, что именно понимается под имуществом уничтоженным и поврежденным. При этом имущество «частично уничтоженное», по смыслу вышеуказанных норм могло относиться к «поврежденному».

Указанная норма содержала коррупциогенный фактор, содержащий неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (пункт «в» части 4 Методики). Требование прокурора удовлетворено постановлением главы Пригородного сельского поселения от 25.05.2010 №36.

Приведенные примеры, имеют скажем так, реальную ценность, так как действительно устраняют коррупционные факторы в действующих нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Не исключены, конечно и курьезы, но не о них сейчас речь.

Таким образом, тем кто в той или иной мере связан с разработкой нормативных правовых актов органов местного самоуправления (да и государственных органов) рекомендую изучить Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Незнание, нормы, как известно не освобождает от обязанности ее исполнения. Поэтому, чтобы не наступать на грабли, лучше знать, где они лежат и как их обойти.

Не менее важным направлением работы прокуратуры при осуществлении надзора в указанной сфере является антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов.

Так прокуратурой Отдаленного района при изучении проекта Решения Собрания депутатов муниципального района «О денежном содержании главы Отдаленного муниципального района, председателя Собрания депутатов Отдаленного муниципального района, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе» выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы. Подпунктом 6 пункта 3 указанного проекта, предусмотрена выплата главе муниципального района и председателю Собрания депутатов Муниципального района материальной помощи в размере одного должностного оклада. При этом период времени и основания, когда у вышеуказанных должностных лиц возникает право выплату материальной помощи в проекте нормативного правового акта не указаны.

Данная формулировка содержит коррупциогенный фактор, выраженный в широте дискреционных полномочий — неопределенность условий или оснований принятия решения (пункт «а» части 3 Методики).

Прокурором района на имя председателя Представительного муниципального органа направлены замечания к проекту нормативного правового акта, осуществлено участие прокурорского работника на заседании представительного органа, что привело к исключению из текста принятого нормативного правового акта органа местного самоуправления указанного коррупциогенного фактора.

Проверка деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению

Наряду с постоянным мониторингом нормативных правовых актов поднадзорных органов, при осуществлении прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией прокуроры, что совершенно обоснованно, уделяют особое внимание деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

Осуществляя проверки вышеуказанных комиссий прокуроры учитывают, что Президентом Российской Федерации Указом от 01.07.2010 № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — Положение). В соответствии с указанным Положением органы местного самоуправления обязаны в срок до 01.09.2010 обязаны разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления, руководствуясь настоящим указом.

Если в Вашем муниципальном образовании, по тем или иным причинам, ко времени прочтения настоящей статьи положения о вышеуказанных комиссиях не приведены в соответствие с требованиями, установленными Президентом РФ, а у Вас нет желания читать Указ, приведу их в этой статье.

Ниже перечислены основные требования к составу и организации работы указанных комиссий:

Число членов комиссии не замещающих должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, недопустимо.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

Принятым в муниципальном образовании муниципальным Положением, должны быть определены основания для проведения заседаний комиссии, порядок и сроки проведения заседания Комиссии, решения, принимаемые по итогам заседаний комиссии.

Примеры коррупционных проявлений, выявляемых прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственной гражданской (муниципальной) службе

Как вы уже наверное поняли, изучив текст выше, прокуратура, работу свою выполняет. Нравится ли Вам это или нет, но если Вы государственный или муниципальный служащий, Вас лично это вполне может рано или поздно коснуться. Особенно если учесть, что проявления коррупции, прокурорами регулярно выявляются в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Итак, при проведении проверок прокуроры, прежде всего, обращают внимание на соблюдение государственными гражданскими (муниципальными) служащими запретов и ограничений, установленных федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно:
- своевременно ли предоставляются служащими сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- осуществляется ли проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ее эффективность;

- имеются ли факты несоблюдения служащими ограничений, установленных федеральными законами;

Если Вы, по той или иной причине думаете, что при заполнении «декларации» честному человеку невозможно совершить коррупционное нарушение, спешу Вас заверить, что еще как можно. Самое важное при этом, это то, что ни на минуту не следует забывать, что неполные или недостоверные сведения — это основание для увольнения или привлечения дисциплинарной ответственности. То есть, как минимум замечанию. При этом, ни какой начальник Вам помочь не сможет, даже если захочет. Таков закон.

Примером типичных нарушений, допускаемых государственными гражданскими служащими при предоставлении вышеуказанных сведений, являются следующие нарушения выявляемые прокурорами.

Так, прокуратурой одного из субъектов Российской Федерации проверкой установлено, что государственные гражданские служащие Управления роспотребнадзора субъекта РФ допускают нарушения пункта 9 части 1 статьи 15, пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, сообщают неполные данные о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Так, в разделе 5 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего или его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2009 год, государственные гражданские служащие (фамилии изменены) Иванов И.И., Петров П.П., Сидоров С.С., Козлов К.К., Семенова А.И., Владимирова О.О., Яковлева Н.Н., Богданов А.А., Кузнецова Р.Р., Оленева А.А., Кораблева И.Е. не указали объекты недвижимого имущества, находящиеся в их пользовании.

Примером несоблюдения служащими ограничений, установленных федеральными законами является выявленный прокуратурой одного из субъектов Российской Федерации факт вручения начальнику отдела новых форм управления жилищным фондом и внешнего благоустройства министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта Федерации Петрову П.П. денежной премии в размере 9171,48 рублей.

Так, согласно распоряжению мэра города Энска № 2008-р от 21.11.2008 «О награждении по итогам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» за выполнение наиболее значимых мероприятий и работ по благоустроенности города вышеуказанному должностному лицу вручена премия.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственных гражданским служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

По результатам выявленных нарушений закона прокуратурой субъекта Российской Федерации внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, выявленные нарушения устранены.

При проведении проверок законности осуществления государственной (муниципальной) службы, прокуроры также уделяют внимание следующим обстоятельствам:

- занимались(ются) ли государственные (муниципальные) служащие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности;

- является ли кто-либо из них одновременно депутатом законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- занимается ли кто-либо из служащих предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоит ли соответствующий служащий членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом, или такая деятельность осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъекта Федерации;

- соответствует ли действующий служащий установленным квалификационным требованиям, допущены ли нарушения при его приеме на работу;

- являются ли эти служащие поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственных органах, в которых они состоят на государственной службе, либо лиц, которые непосредственно подчинены или подконтрольны им;

В качестве примеров выявленных нарушений в указанной сфере следует привести нарушения выявленные прокуратурой одного из субъектов Федерации.

Так, прокуратурой субъекта по результатам проведенной проверки в территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, выявлен факт предоставления Сидоровым С.С. для участия в конкурсе на замещение вакантной должности — государственного инспектора отдела оперативного надзора территориального управления Федерального агентства по рыболовству подложного документа — медицинской справки (врачебное профессионально-консультативное заключение) формы № 086-у от 26.02.2008.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой субъекта Федерации внесено представление, по результатам рассмотрения которого Сидоров С.С. уволен с занимаемой должности.

Прокуратурой субъекта Федерации проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при назначении на должности в Правительстве субъекта, по результатам которой установлено, что при назначении и замещении государственных должностей в правительстве субъекта допускаются нарушения закона.

Так, при назначении в октябре 2009 года на должность заместителя Председателя Правительства Субъекта Федерации по вопросам внутренней политики Иванов И.И. имел долю в уставном капитале 14 коммерческих организаций, зарегистрированых в г. Москва и Московской области.

В нарушении статьей 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» заместитель Председателя правительства субъекта Федерации Афиногенов А.А., замещая указанную должность на протяжении 7 месяцев не принимал мер к передаче в доверительное управление принадлежащего ему пакета акций ОАО «Рогакопытаишерсть».

По фактам выявленных нарушений прокуратурой субъекта Федерации внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.

Проверяя исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе, прокуроры выясняют также и следующие обстоятельства:

- используют ли государственные (муниципальные) служащие в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового, информационного и иного обеспечения, другое государственное (муниципальное) имущество, служебную информацию, а также передают их другим лицам;

- имеют ли факты получения служащими гонораров за публикации и выступления при осуществлении своей основной деятельности;

- получают ли служащие сами или опосредованно от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иное) в связи с исполнением должностных обязанностей;

- имелись ли случаи приема без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных знаний (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, политических партий, общественных и религиозных объединений;

В качестве примера выявленных нарушений, можно привести следующие факты.

Так, проведенной Прокуратурой субъекта Федерации проверкой установлено, что 18.08.2009 в КГУП «СубъектРФинвентаризация» поступил запрос № 007, изготовленный на бланке Правительства субъекта серии АР № 009, подписанный заместителем председателя Правительства субъекта Федерации — министром промышленности, транспорта и связи Александровым А.А. о предоставлении справок об отсутствии (наличии) жилья в отношении себя, своей жены и дочери, своих заместителей Федорова Ф.Ф., Акакиева А.А., а также членов их семей (всего 10 человек).

26.08.2009 и.о. Директора КГУП «СубъектРФинвентаризация» на имя Александрова А.А. направил информацию о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, расположенных на территории субъекта РФ в отношении лиц, указанных в запросе.

Согласно Прейскуранту цен на изготовление различных видов справок на объекты недвижимости всех форм собственности, стоимость такой справки на одного человека составляет 637,59 рублей, таким образом, в результате незаконных действий Александрова А.А. КГУП «СубъектРФинвентаризация» недополучило денежные средства в размере 6375,9 рублей.

Прокуратурой субъекта Федерации по фактам выявленных нарушений было внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Причем даже деньги за справки соответствующие должностные лица уплатили в полном объеме.

При проведении проверок соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, в целях выявления коррупционных правонарушений, прокуроры обращать внимание еще и на следующие факты:

- имелись ли случаи выезда служащих в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

- имелись ли случаи выезда в служебные командировки за границу служащих, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну в нарушение подпунктов 19 и 24 раздела 3 «Инструкции по обеспечению режима секретности в российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 №3-1;

- имелись ли случаи выезда в служебные командировки в поднадзорные (подконтрольные органы) за счет средств этих органов (Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2005 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»).

- имелись ли случаи оказания хозяйствующими субъектами безвозмездной материальной помощи государственному (муниципальному) органу или его должностным лицам;

- имелись ли случаи финансирования государственных (муниципальных) органов за счет средств иных организаций или фондов, либо приобретения имущества за счет указанных средств.

Выявление вышеуказанных фактов в поднадзорных государственных органах, органах местного самоуправления является основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Пример представления прокурора, внесенного по результатам прокурорской проверки одного из муниципальных образований Российской Федерации


Главе администрации
Энского муниципального
района субъекта
Российской Федерации

Главному Чиновнику
Администрации


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений закона


Прокуратурой Энского района в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции на территории Энского муниципального района выявлены следующие нарушения:

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем установления в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что муниципальными служащими администрации муниципального района в 2010 г. представлены неполные сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Так, при изучении личных дел Грязновой И.В., Стафилококова Ю.В., Селивановой Н.А., Килькина Ю.В., Еремеевой Е.В., Епифанова А.А., Старогородской И.Н., Щелкуновой Л.И., Ранней Г.Д. установлено, что указанными муниципальными служащими при заполнении сведений о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера не указано находящееся у них в пользовании жилье, в котором они фактически проживают в городе Главном Энского района.

Кроме того, в сведениях о своих доходах муниципальных служащих Колесовой О.В., Мелафонова Н.Н., Скалковой И.Г., Ершова Т.С., не указано жилье, находящееся в пользовании их несовершеннолетних детей, либо супруги (супруга).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Проведенной проверкой установлено, что на должности руководителя отдела ЗАГС администрации Энского муниципального района находится муниципальная служащая Спальникова В.А. в непосредственном подчинении которой находится ее свойственница (супруга сына) Спальникова Н.А.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

При изучении личных дел Колбовой А.Е., Фроловой Н.А., Феоктистовой Е.В., Шипуновой С.Е., Иванченко Е.В., Фомина А.А., Танцорова Н.А., Большакова Н.Н., Ровной Г.Д., Кима В.Н., Шипкиной В.А. установлено отсутствие медицинских справок подтверждающих отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению указанных граждан на муниципальную службу или ее прохождению.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение муниципальным служащим обязанности по предоставлению достоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 7, 11 статьи 31 Устава Энского муниципального района Субъекта РФ, принятого решением Собрания депутатов муниципального района от 20.04.2005 № 22 глава муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностным лицом муниципального района.

Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах.

Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов.

Глава муниципального района не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В соответствии с подпунктом «т» пункта 8 раздела IV национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем распространения ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих муниципальные должности.

Вместе с тем, при изучении личного дела главы муниципального района установлено, что указанным лицом, замещающим выборную муниципальную должность сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 2010 г. не подавались.

Непредставление высшим должностным лицом муниципального района сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера противоречит вышеуказанным нормам национальной стратегии противодействия коррупции, а также пунктам 7, 11 статьи 31 Устава муниципального района, поскольку ограничивает возможность контроля за соблюдением главой муниципального района запретов, установленных Уставом муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
2. О времени и месте рассмотрения настоящего представления письменно сообщить в прокуратуру района в течении 10 дней с момента его получения.
3. По фактам неисполнения требований законодательства о противодействии коррупции рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц администрации муниципального района к дисциплинарной ответственности.
4. О результатах рассмотрения представления уведомить прокурора Энского района в установленный законом месячный срок.


Прокурор района

Краткое пояснение к представлению прокурора:

А теперь, господа и товарищи, обратите внимание на то, какие именно нарушения допущены муниципальными служащими.

Во первых — неполное предоставление сведений о своих доходах либо доходах близких родственников. На практике это, как правило, означает лишь невнимательное заполнение «деклараций». К примеру, заполняя справку со сведениями о своих доходах, человек указывает находящиеся в его собственности объекты недвижимости — дом, гараж, но забывает указать что и земля под ними тоже находится у него в пользовании (собственности). Другой вариант — родитель забывает указать, что в пользовании его ребенка находится квартира, в которой он с ним вместе проживает. Звучит смешно? Возможно, но из-за таких мелочей человека вполне реально уволить. Как минимум, он получит дисциплинарное взыскание за невнимательность.

Во вторых — отсутствие медицинской справки. Пусть человек уже и отработал 10 лет, но если справки формы 086-у нет, то это тоже коррупционное нарушение. Вам опять смешно? Читайте выше. За подложную справку человека уволили. Кстати, за использование подложных документов предусмотрена и уголовная ответственность по статье 327 Уголовного кодекса РФ. Желаете рискнуть? Рискуйте.

В третьих — подчиненность родственников (свойственников) друг другу. Да, в любой другой организации, кроме государственных и муниципальных органов это не запрещено, но здесь несколько иной случай. И решить его просто не получится.

В общем, дабы не оказаться в рядах «коррупционеров» будьте предельно внимательны при заполнении любых документов, требующихся законодательством о противодействии коррупции. Прокурорский работник, который обнаружит Ваши ошибки, премию, скорее всего за «активность» не получит, но и брать на себя ответственность, прикрывая Вас не станет. Более того, за отсутствие показателей в его надзорной деятельности его и самого могут проверить. Не стоит забывать, что система прокуратуры построена очень четко. Районное звено прокуроров проверяют прокуроры субъектов, прокуроров субъектов, в свою очередь (как и районное звено, при желании) проверяет Генеральная прокуратура. Генпрокурор подотчетен Президенту РФ. Вот она та самая, вертикаль власти, с которой шутки плохи.

Заключение

Итак, если Вы сумели дочитать до конца данную статью, то думаю, поняли, что в Российской Федерации, на уровне государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ведется вполне осязаемая борьба с коррупционными проявлениями. Конечно, далеко не всегда выявленные прокурорами нарушения становятся достоянием гласности, но тем не менее, они выявляются. И чем меньше нарушений допускают государственные и муниципальные служащие, тем изощренней вынуждены проводить проверки работники прокуратуры. Как я уже указал выше, за отсутствие результатов с них может спросить вышестоящая прокуратура, которая, и Вас, кстати, может проверить в любой момент. Чтобы совершить коррупционное нарушение — ныне совсем не обязательно брать взятки, Ваша невнимательность может сыграть с Вами злую шутку и Вы окажетесь на улице, будучи уволенным просто за то, что забыли указать какую нибудь мелочь, на которую раньше и внимания бы никто не обратил. Не забывайте, что борьба с коррупцией — внутренняя государственная политика Российской Федерации.

С уважением, Гаев Вадим Владимирович, aka Freevad.

Обсудить можно здесь:


Список нормативных правовых актов

1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
6. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31.07.2008 ПР-1568;
7. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
8. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»;
9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции»;
10. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
11. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»;
12. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
13. Постановление правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают