S.T.A.L.K.E.R. – это не о Б.А.Б.Р.У.Й.С.К.Е. - … это … про П.Р.И.П.Я.Т.Ь. … про З.О.Н.У.!

14 апреля 2007, суббота 04:48
для раздела Блоги
Светло-серое сукно призрачного дня,
Что-то слышно вдалеке, где-то от меня…
Листья серые шуршат, падают они…
Вместе с ними, как часы, пролетают дни…

Белый призрак над скалой медленно летит,
Оставляя светлый след своего пути…
Мимо храма идет Бог, покровитель вод,
Тучи стелятся над ним, слышен грома стон…

Звезды тусклые горят, светит солнца диск
Красноватый бледный свет, над землей повис…
Видно бледную луну, слышен ветра свист
Тихо падает с небес Древа Жизни лист…
19.02.1996 г.


S.T.A.L.K.E.R. – это не о Б.А.Б.Р.У.Й.С.К.Е. - … это … про П.Р.И.П.Я.Т.Ь. … про З.О.Н.У.!


Ведение.

Ни одна из видеоигр последнего времени не будоражила так общественность, как недавно вышедшая игра S.T.A.L.K.E.R. - крайне неоднозначный продукт, споры о котором, как мне кажется, не утихнут еще минимум полгода, а то и целый год. Не исключаю и громких скандалов…

Итак, «зона» мною уже практически вся исхожена, понравившиеся квесты выполнены, запланированное оборудование найдено, история жизни главного героя почти понята, S.T.A.L.K.E.R. пройден, я теперь знаю обе истинные концовки игры, и одну ложную, но…

Но… вот и пришла пора поговорить о моих впечатлениях, высказать мое субъективное мнение, о ее графической составляющей, об анимации ботов, о геймплее, о сюжете… и прочее, и прочее, и прочее…

Как и любая игра, S.T.A.L.K.E.R. имеет и достоинства, и недостатки, тем не менее, у разработчиков получилось главное – игра будоражит нервы, иногда пугает, изредка радует… и затягивает, затягивает в свой мир, по настоящему, «по взрослому»…

В игру можно погрузиться полностью, совершенно забыв о реальной жизни, о необходимости есть, пить, спать... Каждый поворот сюжета, каждое новое задание, каждый поверженный враг – все это настолько захватывает, что даже внутриигровые видеоролики, по большому счету, не нужны, все можно домыслить и самостоятельно…

Похожие впечатления, я испытывал лишь однажды, когда в первый раз проходил оригинальный Half Life. Я еще помню, какой шок я испытал, выбравшись в игре Half Life из катакомб на поверхность и обнаружив, что ЛЮДИ – тоже против меня, меня отстреливают солдаты «родного» правительства, а-ааа, сволочи…

В S.T.A.L.K.E.R. получаешь похожие впечатления, правда, достигаются они несколько другим способом, ВСЕ живое здесь либо ПРОТИВ тебя, либо ему на тебя НАПЛЕВАТЬ. Здесь, как и в реальной жизни, иногда лучше убежать, чем «геройствовать», тебя не станут долго преследовать, у каждого есть дела важнее, чем твоя персона, ты не «пуп земли», а лишь один из многих, таких же, как и ты, ты винтик, в бесконечном Колесе Жизни. Пусть ты иногда можешь быть и нужной, и важной частью механизма, но все равно ты лишь деталь, и тебе всегда найдется замена, если, ты сломаешься или сгинешь…

В S.T.A.L.K.E.R. даже деньги, как и в жизни, бесполезная шелуха, которые не на что потратить, за исключением, самого необходимого, жизненно важного – оружия, патронов, брони, пищи и лекарств. В зоне все равны, и тот, у кого миллион в кармане, и тот, у кого едва хватает на патроны. Даже наличие экзоскелета, тяжелой брони, или «крутого» оружия с бронебойными патронами, не делает тебя неуязвимым от пуль, зубов или когтей врагов, ты можешь играючи отстреливать бандитов, но попасть в аномалию и погибнуть, животные, как и в природе, нападают только стаями, кровососы - парами, лишь «контролеры» – такие же «психи-одиночки», как и ты… При встрече с контролером, умрешь либо ты, либо он, и ни какая броня тебе не поможет… Какая тебе польза от того, что контролер едва-едва передвигается и выглядит столь ущербным?! От него даже убежать то сложно, не то, что убить…

Что к этому можно еще добавить? В жизни все точно также, выживает хитрейший и подлейший, честные и благородные живут меньше, гибнут чаще, но только о них, во все века, слагались и слагаются песни…


Установка игры, возникшие проблемы и их решение:

Итак, Вы решились приобщиться к миру Сталкеров. Вами приобретен DVD диск с игрой, скачан патч, исправляющий некоторые ошибки, начинаем установку…

Тестовая система:

-CPU – AMD Athlon X2 4600+ (2,4 GHz) сокет 939, кэш второго уровня по 512 Кб на каждое ядро;
-Системная плата – Asus A8N SLI SE (nforce 4 SLI);
-Видеокарта – Albatron Geforce 7950 GT;
-Звуковая карта Creative SB Audigy 2ZS.
-Оперативная память – 2 Гб (4 модуля по 512 Мб DDR PC 4200 Kingston KVR – DDR-400, работающие в режиме «Dual Channel»).
- Жесткие диски: SATA WD (WDS WD800JD-00JNC0) - 80 Гб, SATA-2 WD (WDS WD1600JS-00NCB1) - 160 Гб, ОС установлена на втором разделе этого диска емкостью 10 Гб; IDE Seagate Barracuda (ST340014A) - 40 Гб.

Опишу, проблемы возникшие у меня. Приобретал я официальную русскую версию в одном из Интернет магазинов, причем пришла игра достаточно быстро, хотя и обошлась почти в два раза дороже, чем, если бы я купил ее в обычном магазине, но я знал, на что иду…

Как известно, на диске с игрой установлена защита «StarForce» (которую, впрочем, уже «элегантно» обошли пираты, подменив исполняемый файл «русской версии», на взломанный от «английской»). Тем не менее, какими либо NoDVD и т.п. я не пользовался, чего и вам желаю. На мой взгляд, разработчики честно заработали свои деньги.

При установке игры, у меня каких либо проблем не возникло. Игра без проблем установилась, установились драйверы StarForce, следом был установлен патч к игре и, в «предвкушении чуда», я кликнул на иконку игры на рабочем столе…

Диск прошел проверку, игра начала запускаться… и выскочило окно, с предложением отправить разработчикам сообщение об ошибке, которая не позволяла запуститься игре.

«Спокойно, без паники!», - сказал я сам себе, «на диске с игрой должны быть дистрибутив DirectX и драйверы». Смотрим и видим, что единственный новый для меня драйвер на диске с игрой был от Creative, остальные «дрова» у меня уже были установлены.

На всякий случай, сначала я обновил DX, затем обновил драйверы к звуковой карте (кстати, драйверы оказались не прошедшими сертификацию в Microsoft) и игра запустилась, причем за время игры у меня не было ни одного вылета или зависания. Таким образом, с технической стороны, жалоб к разработчикам у меня нет.

Запустив игру, я попал в меню игры, и сначала, практически все настройки я оставил по умолчанию (исключение – немного поднял разрешение экрана, выставив свое любимое, для 17 дюймового ЭЛТ монитора - 1152х864).

По умолчанию на моем ПК в настройках выставилось «максимальное качество». При таких настройках игра субъективно, практически не тормозила, исключение – небольшие «свопы» на открытых пространствах, однако в дальнейшем настройки я немного изменил, и всю игру играл с такими параметрами:






При этих положениях ползунков, игра у меня шла плавно, без рывков или подергиваний, однако FPS я не замерял, поэтому допускаю, что иногда количество кадров в секунду падало и ниже «24-х».

Ну что, пора погрузиться в мир игры, который мне заведомо, немного знаком…

Обнаруженные «похожести» и «параллели».

1. Думаю, что всем известно, что главный герой - «Меченный», а зовут его именно так, приходит в себя в помещении торговца Сидоровича с одним, единственным заданием «убить Стрелка».

Некоторые из нас любят произведения американского писателя Стивена Кинга, хотя других он раздражает. У Кинга есть целая эпопея (на мой взгляд – лучшее из написанного им), в которой описывается тяжелый и трудный поход хранителя вселенной – «Стрелка» к Темной Башне. Судя по всему, сценаристы игры читали «Темную Башню», и постарались придать игре некую эпохальность. Чего только стоит поиск главным героем «Стрелка» уже нашедшего свою «Темную башню» с заданием «Kill the Strelok».

Не знаю, как Вам, но мне это сюжетное решение пришлось по душе. Оно придало игре некий внутренний стержень, самодостаточность и идейность; поиск «Стрелка» побуждает в игроке стремление достичь того же, чего уже достиг тот, кого мы должны убить… Те, кто прошел игру, знают, кого в итоге найдет «Меченый» и знают, что искомое будет именно в Башне… Остальным, не стану мешать, в поисках судьбы…






2. В игре задействованы элементы мира книги братьев Стругацких «Пикник на обочине». По крайней мере, из нее взяты и «исполнитель желаний», и «зона», и Сталкеры, и артефакты, и ученые... Заметно это не вооруженным взглядом. Окончив игру, я вновь перечитал это произведение (а читал я его примерно 20 лет назад, будучи еще ребенком). Игра S.T.A.L.K.E.R. совсем не похожа на книгу «Пикник на обочине», игра добрее, мягче, не столь жестокая, хотя тоже заставляется нас задуматься о вечном, о добре и зле, о нашей роли в этом мире…

3. Бедный, бедный Гордон Фримен, кто бы мог подумать, что умрешь ты сталкером-новичком в «бескрайних степях Украины». Игра действительно, чем-то похожа на серию Half Life, причем из саги о приключениях самого известного ученого в мире, взято только лучшее. По крайней мере, Half Life-2 «зацепил» меня гораздо меньше, чем S.T.A.L.K.E.R., а в «Эпизод первый», я пока не играл.






4. Свобода… В игре достаточно много способов выполнения основных сюжетных квестов, некоторые квесты можно не выполнять, другие выполнять просто необходимо. Ряд квестов можно выполнить много раз подряд. В игре имеется семь различных концовок, две из которых – основные, а пять ложных. Если сравнивать S.T.A.L.K.E.R. с Half Life-2, то реальной игровой свободы в нем гораздо больше, скриптовых сцен меньше, а сюжет увлекательней. Хотя и ржавые «москвичи» и скелеты и мумифицированные трупы мы уже видели. Главное то, что в игре показана наша нынешняя разруха без всяких прикрас, и куда уж американцам с их имитацией города в Восточной Европе до существующих домов, в настоящих хуторах, в реальной зоне радиоактивного заражения. Да и мало ли таких заброшенных деревень сейчас даже в центре России?






5. В игре достаточно много штампов, например квесты типа сходи-убей-принеси-подай, защити-доложи, сходи-узнай-и будет тебе счастье… Даже графическая составляющая не отличается новизной. Густую траву мы видели в Обливионе и Готике, «умных» ботов в F.E.A.R., а зомби… да где их еще не было? Однако, я ни где не видел стаи собак, которые разбегаются, когда их остается мало, не видел я и столь реалистичной природы, и в Готике III и в «Обливионе IV» остается элемент искусственности окружения, а в S.T.A.L.K.E.R. природа кажется живой, «нашей», вечно серой и пасмурной…






Да! Выйди игра в 2004 г. – и это был бы непревзойденный хит, даже без использования возможностей DX-9. Но, сейчас уже 2007 г. и время не повернуть вспять, хотя графика, конечно, – это далеко не главное в игре.

Субъективное мнение о «недоработках».

К сожалению, игра не идеальна, хотя явных ляпов мною замечено и не было. С другой стороны, я не играл в S.T.A.L.K.E.R. без первого патча, поэтому и был избавлен от многих возможных проблем.

1. Основной недоработкой разработчиков, на мой взгляд, является неудобная карта зоны (серые здания на болотно-зеленом фоне). С непривычки я вообще ничего и ни кого не мог найти, хотя позже конечно разобрался. Карта в TES-4 Oblivion, реализована гораздо удобнее.






2. Полное отсутствие какого-либо транспорта (без установки «модов»). Я понимаю, что пешком ходить полезно, но, выполнив один из сюжетных квестов, добираться через всю зону до следующего пункта назначения, а потом обратно, не каждому интересно. Тем более, что «автоматический переход» в нужную локацию, как в TES-4 Oblivion, невозможен.

3. «Неправильное» оружие. Соглашусь с разработчиками игры в том, что из пистолетов сложно стрелять. Например, из ПМ, с непривычки, в мишень попасть очень трудно, даже если раньше занимался пулевой стрельбой, зато после того, как научишься стрелять из «Пугача Макарова», из любого другого пистолета или револьвера будешь попадать в мишень, почти не целясь. Но почему и из автоматического оружия, так сложно попасть в «противника», даже если стрелять короткими очередями? Не помогает даже оптический прицел на «стволе». В реальной жизни не все так печально. Пули летят, куда следует, и не пролетают мимо. Вообще «физика» в игре есть и неплохая, ящики отлетают и разрушаются, оружие можно выбить из рук «врага» так, что оно упадет рядом с тобой, бочки катятся… Но до уровня Half Life-2 она не дотягивает, а жаль.

4. Проваленные квесты. В стремлении к реализму, разработчики забыли об удобстве. Возвращаться за наградой, конечно, правильно, но почему на получение награды установлены временные ограничения? «Обещанного три года ждут, а на четвертый забывают»? Сколько дополнительных квестов оказывается «проваленными», из за того, что при выполнении основного, некогда возвратиться за наградой, а потом оказывается поздно. Более того, мною был встречен глюк, когда того, кто дал мне задание убили, и я не мог получить награду, хотя на карте и в дневнике задание к числу «проваленных» не относилось. Так и пришлось переигрывать.

5. «Кривая» анимация ботов и травы. Каким бы S.T.A.L.K.E.R. не был захватывающим и атмосферным, но недостатки анимации собеседников замечаешь сразу. В этом отношении S.T.A.L.K.E.R.’у до Half Life 2 как «до Парижа пешком». Неестественна и анимация травы, которая трясется в «бешенном темпе», будто у нее «судороги». Ветер так не трясет траву, он ее обычно пригибает и все.

Достоинства игры:


1. Атмосферность - атмосфера опасности и приключений в суровом окружающем мире. Каждой клеточкой кожи ощущаешь, что мир, вокруг тебя враждебен, что ты должен один противостоять ВСЕМ. Однако мир не только враждебен, в нем есть место и для простых человеческих отношений: для игры на гитаре возле костра (пусть даже рядом и лежат трупы поверженных врагов), для помощи, сталкерам, попавшим в беду, для прослушивания анекдотов, которые сталкеры рассказывают друг другу... Чувствуется, что мир, вокруг нас живой.






2. Нелинейность сюжета. В игре можно уничтожать на своем пути все и вся, а можно убивать лишь по необходимости. В игре можно выполнять все квесты подряд, а можно и не выполнять вообще ни каких квестов, за исключением сюжетных. Но даже часть сюжетных квестов не обязательна. Не зря в игре семь различных концовок.

3. Графика. Графическая составляющая игры подчеркивает ее атмосферу. Графика в игре именно, что называется «правильная». Не чудесно приукрашенная, не упрощенная, а реальная, настолько похожая на настоящую, что сначала повергает тебя в шок. Это не Far Cry с его ярко-зелеными джунглями и лазурным морем. Это не Готика и не Обливион с декоративными деревьями и кустами на фоне рыцарских замков. Природа в игре такая, какой она и должна быть в окрестностях города: серовато-яркая, с немного пожелтевшими кустами (на дворе начало осени), немного пожухлой осенней травой, листьями и пылью, поднимаемыми ветром. Хотя на графику, на самом-то деле, обращаешь внимание меньше всего, по крайней мере, у меня не возникло желания рассматривать стены, ища недостатки, как я это делал в F.E.A.R. Кстати говоря, попробовал я эту игру запустить и на своем ноутбуке LG - LM60 (Pentium-M 1,73 GHz, 1024 Mb. RAM, ATI Radeon 9600 Mobile), игра без проблем, запустилась на средних настройках в режиме статического освещения! Более того, даже при разрешении экрана 1024х768 можно вполне сносно играть (не без свопов конечно), ну а на низких настройках игра вообще идет на «ура». Поэтому, те, кто говорят, что движок S.T.A.L.K.E.R., плохо оптимизирован, на мой взгляд, ошибаются.






4. Геймплей. Это, то, что удалось разработчикам на 100%. Игра очень сложна для прохождения (особенно в начале), некоторые места приходится начинать снова и снова. Но, в игре нет безвыходных ситуаций, из любого положения можно найти выход. При каждой новой загрузке боты расположены пусть и немного, но по другому, здесь «не войдешь в одну и ту же реку дважды». В любом случае, если ты не можешь справиться с противниками, от них можно убежать, или, почти всегда, обойти, чтобы потом, вернувшись, расквитаться. Практически с каждым встречным можно поговорить, узнать у него новости, получить задание. Информацию можно даже купить в баре. Где еще такое можно встретить? Только в жизни…






5. Звуковое сопровождение. Да, пусть игра и не использует всех возможностей OpenAL или EAX Advanced HD. Но звуки в S.T.A.L.K.E.R. подобранны настолько удачно, что в лабораториях под землей, становится страшно, а на природе постоянно ощущаешь опасность, таящуюся рядом. Сталкеры разговаривают друг с другом, поют песни, играя на расстроенной гитаре, шутят, жалуются на жизнь, строят планы… Животные воют, монстры пугают, или нападают молча… бандиты «ботают по фене», военные немногословны… Мир вокруг просто наполнен звуками. Не гнушаются разработчики и «крепких» словечек, если они к месту – такова жизнь. Ни кто ведь не кричит: «о, как мне больно», когда попадает себе молотком по пальцу: «…твою мать!», будет самым литературным из возможных «выражений».

Достоинства игры этим далеко не ограничиваются, перечислять их можно еще долго. Но самое главное, что все эти достоинства в игре есть ВСЕ и СРАЗУ. Не как обычно, «здесь не очень, зато тут хорошо», а «все очень хорошо, просто отлично, но есть, конечно, и недостатки». Да и недостатки игры, по сути, не недостатки, а лишь то, что можно было бы сделать еще лучше, в стремлении к идеалу, «недоработки», как я их назвал…






Оценка игре:

Пришла пора подвести итоги, взвесив все за и против, и выставить игре оценку по пятибалльной шкале, думаю, что игра S.T.A.L.K.E.R. этого вполне заслужила.

За:
- потрясающая атмосферность игры - оценка - твердая пять;
- увлекательнейший геймплей – оценка - твердая пять;
- отличная, даже по сегодняшним меркам графика, позволяющая играть с максимальным качеством графики, при чем даже и не на самых «крутых» конфигурациях ПК – оценка – пять;
- превосходное звуковое сопровождение – оценка пять;
- нелинейность сюжета и мир вокруг, живущий по своим законам – оценка - пять.

Против:
- несколько мелких недоработок, таких, как, например, отсутствие транспорта, неудобная карта, временные ограничения по выполнению «квестов», «физика», более слабая, чем в Half Life-2 и т.п., которые, впрочем, не мешают получать удовольствие от прохождения игры.

Итоговая оценка – пять с минусом, ибо нет предела совершенству...

Заключение:

Я уже далеко не подросток, в компьютерные игры я играю все меньше и меньше, и все реже и реже. Очень редко в жизни мне вообще встречается что-то действительно новое, самобытное, волнующее… Но игра S.T.A.L.K.E.R. даже меня, скептика, очень порадовала. Я не ждал этой игры, как некоторые, шесть лет, о ее разработке я узнал, примерно три года назад и лишь изредка интересовался сроками ее выхода, так как мне заведомо интересно все то, что делают «наши» из бывшего СССР (хоть на территории Таджикистана или Киргизии, хоть на Украине, Белоруссии или в Молдавии). Я абсолютно не идеализировал S.T.A.L.K.E.R. и не надеялся, даже купив игру, что она мне понравится. Но эта игра превзошла все мои ожидания, заставив меня играть в нее несколько ночей подряд до 2-х 3-х часов ночи, а потом, не выспавшись, идти на работу, чего со мной не было уже лет пять. Даже пройдя игру, я не остановился, пока не узнал обе истинных и одну из ложных концовок. От себя я такого просто не ожидал, думал, все, старею… Ан нет, оказывается «есть еще порох в пороховницах…» и даже меня, циничного скептика, может расшевелить виртуальная реальность))).

На мой, субъективный взгляд – S.T.A.L.K.E.R. – это ни кем, и ни чем пока превзойденный хит, переплюнуть который по уровню геймплея и атмосферности будет ой как не просто любым, даже самым известным «забугорным» разработчикам.

С уважением, Freevad.

P.S. „СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!“ (А.Н. и Б.Н. Стругацкие)

Обсудить эту и другие мои «игровые» статьи можно здесь.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают