Изменения в УПК РФ и законе «о прокуратуре РФ», от 08.06.2007 г. Очередная смена «шила» на «мыло»?
реклама
Возможно, что у некоторых из тех, кто читает мои статьи и записи на ПС, возникло впечатление, о том, что моя работа связана с компьютерной техникой. Не хочется ни кого разочаровывать, но это далеко не так. Компьютеры – это всего лишь мое хобби (хотя я и не исключаю, что мое хобби когда-либо превратится в работу). На самом деле, по основной своей специальности я являюсь юристом. Работаю я в сфере юриспруденции уже достаточно давно, и имею определенный опыт в применении тех или иных норм российских законов на практике.
В прошлом году я опубликовал свою статью «Предварительное следствие в России – атавизм или насущная необходимость?!», в ней я имел неосторожность высказать несколько прогнозов относительно «светлого» будущего российского уголовно-процессуального права вообще, и роли следователя в расследовании уголовных дел, в частности. В этом 2007 году некоторая часть моих самых пессимистических прогнозов сбылась, но абсолютно не в той форме, на которую я рассчитывал. Хотя, кто я такой, чтобы на что-то рассчитывать!?..
Итак, 08 июня 2007 г. в Российской Газете были опубликованы очередные, но сомневаюсь, что последние, изменения в уголовно-процессуальном кодексе РФ. Более того, в этот раз изменения затронули и закон «о прокуратуре в Российской Федерации». В этот раз изменения в УПК РФ и законе о Прокуратуре в РФ весьма существенные, а не те, что были в прошлый раз, когда была введена норма, согласно которой размер заработной платы Генерального прокурора устанавливает Президент РФ))).
В своей статье, я постараюсь провести краткий анализ вновь принятых изменений в УПК РФ и законе о прокуратуре, со свойственной мне долей скептицизма, но и не без малой толики оптимизма, ибо, «что ни делается, все к лучшему»…
Внимание: данная попытка анализа изменений в законодательстве РФ, не преследует ни каких целей, за исключением моего личного стремления понять назначение и суть принятых изменений в законодательстве. По большому счету, я лишь высказываю свое мнение и делаю некоторые критические замечания по поводу сложившейся, на сегодняшний момент, ситуации в правоохранительных органах РФ. Я ни кого и ни к чему не призываю, ибо закон – это закон, и каким бы он ни был, его исполнение обязательно. Как говорили древние римляне: Dura lex, sed lex. К счастью, кроме законов, есть еще и юридические науки, в частности конституционное право, уголовно-процессуальное право, теория государства и права, и т.п. в рамках которых и написано мое исследование.
Начнем мы и закончим в этой части моего исследования с изменений в законе «о прокуратуре в РФ», а затем плавно перейдем к анализу изменений в УПК РФ.
В нашей стране, формально, все истоки для нормотворчества законодательной ветви власти (Федерального Собрания) находятся в Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Давайте, откроем Конституцию РФ, и посмотрим, в каком разделе находится упоминание о прокуратуре РФ.
При анализе структуры Конституции РФ мы видим, что основное упоминание о прокуратуре РФ находится в статье 129 главы 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 118-129), ее содержание я приведу полностью:
Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Итак, судя по данной статье Конституции РФ, Прокуратура РФ относится к судебной власти. Иначе, как бы упоминание о Прокуратуре РФ оказалось в главе с названием «Судебная власть»? К сожалению, в нашей стране с ее «особым» историческим путем, прокуратура на самом деле не является частью судебной власти, а по сути, что-то вроде четвертой ветви власти, о которой говорят некоторые юристы-теоретики, выделяя четвертую, «надзорную» ветвь власти. Я с ними соглашусь, ибо тоже думаю, что для России, прокуратура – это действительно, особая, «надзорная» ветвь власти. Прокуратура формально, призвана следить за соблюдением законов (а говоря иначе, установленных правил) исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.
Давайте изучим некоторые статьи федерального закона о прокуратуре в РФ, что же мы увидим?
Выдержки из закона:
Статья 1.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Эта статья в законе о прокуратуре РФ и подтверждает, мое мнение, высказанное выше, о том, что прокуратура в России некая четвертая ветвь власти. Все ветви власти должны соблюдать Конституцию РФ, а надзором за соблюдением Конституции РФ занимается именно Прокуратура.
Статья 11.
1. Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В новой редакции в данный пункт внесено дополнение:
«за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»;
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается.
В новой редакции закона, в этой статье появился новый пункт:
«4. В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации»;
Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации.
1. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. (В статье есть и другие пункты, желающие посмотрят сами).
Еще одно интересное дополнение в новой редакции закона «о прокуратуре» – это статья 20-1
«Статья 20-1.
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации
1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.
2. Систему Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам.
3. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
4. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений.
5. В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
6. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
7. В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия, в состав которой входят по должности Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, его первый заместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
8. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации являются прокурорскими работниками.»;
Кроме указанных изменений и дополнений в закон «о прокуратуре в Российской Федерации» внесено еще достаточно много изменений и дополнений, но они касаются, в основном, материально-технического обеспечения, а также приводят отдельные статьи этого закона в соответствие с вышеуказанными изменениями.
Теперь приступим к анализу изменений в законе о Прокуратуре в РФ:
1. Формально, перечисленные мною изменения в законе о Прокуратуре соответствуют Конституции РФ. Так, в связи с тем, что главой следственного комитета при прокуратуре РФ является первый заместитель Генерального прокурора РФ, единство прокуратуры сохранено.
2. Впервые в законе введена новая норма, согласно которой, «Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом РФ».
3. Еще одно нововведение - норма, согласно которой первый заместитель Генерального прокурора РФ назначается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, а не как раньше, по представлению Генерального прокурора (см. ст. 14 закона «О прокуратуре РФ» в старой редакции).
4. Согласно внесенных в закон изменений, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.
5. Полномочия, структуру и штатное расписание определяет именно председатель следственного комитета при прокуратуре РФ, а не кто-либо иной.
После анализа изменений внесенных в закон, лично у меня возник резонный вопрос: «А зачем это сделано?».
Ответ я нашел только один – это еще один шаг в деле укрепления власти президента РФ в стране, или, так называемой, вертикали власти. Никаких других предположений у меня нет. Если помните, сначала изменился порядок выборов руководителей субъектов РФ (губернаторов), затем были изменения в избирательном праве, уже сейчас можно забыть о мажоритарной системе выборов депутатов в Государственную Думу (по одномандатным округам). Теперь, вот, и новые изменения в законе о прокуратуре. Зачем это нужно Президенту РФ, спросите у него сами. Я лишь не хочу повторения истории, мы это все уже проходили, в начале XX века…
Ну да ладно, хватит о грустном, думаю, пора приступить к анализу изменений в уголовно-процессуальном кодексе РФ. О чем следующая глава исследования.
Внимание: Если вы не являетесь человеком с юридическим образованием, то, прежде, чем приступать к чтению данной главы, рекомендую ознакомиться с моей предыдущей статьей о предварительном следствии в РФ, ссылка на которую есть во введении. Иначе Вам будет понятно далеко не все, о чем я хочу сказать.
Как известно, в России, по сути «континентальная» система права, она характеризуется верховенством законов, которые принимаются законодательными органами, наличием стадии предварительного расследования, и, формальным, отсутствием системы прецедентов. В отличие от стран с «континентальной» системой права, существуют страны, например, Великобритания, в которых «островная» или «прецедентная» система права. (Есть и другие системы права, например «исламская» или другие теократически системы, но они не входят в рамки нашего исследования). В Великобритании, судебные решения имеют статус закона, стадии предварительного расследования, в том виде, как в России, или во Франции нет, вместо этого производится первичное дознание, после чего, все материалы передаются в суд, где и происходит основное разбирательство дел. Именно для этой судебной системы свойственны «судебные сделки», примеры которых можно часто видеть в голливудских фильмах. Как правило, у адвокатов в таких странах очень узкая специализация (попробуйте удержать в голове несколько тысяч прецедентов и правильно их применить). Впрочем, это тоже заметно по англо-американским сериалам.
Несколько слов об участниках уголовного судопроизводства:
В УПК РФ, в его нынешнем виде, все участники уголовного судопроизводства разделены на четыре группы:
1. Суд;
2. Участники уголовного процесса со стороны обвинения (прокурор, следователь, начальник следственного подразделения, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);
3. Участники уголовного процесса со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник (как правило, адвокат), гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика);
4. Иные участники уголовного судопроизводства (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой).
Невооруженным глазом видно, что в настоящее время, в отличие от времен СССР и времен Царской России, следователь относится к стороне обвинения, что, на мой взгляд, в корне не верно. Следователь, на самом деле, относится к судебной ветви власти и его основная функция - сбор и подготовка материалов уголовного дела для дальнейшего «удобного» рассмотрения в суде. Так, во Франции, предварительным расследованием занимаются Следственные судьи, а в царской России предварительное расследование вели СУДЕБНЫЕ СЛЕДОВАТЕЛИ, даже в СССР формально следователь не относился к стороне обвинения. Однако, «мир изменился…».
Я не стану, рассказывать о правах и обязанностях всех участников уголовного судопроизводства, остановимся лишь на правах прокурора, следователя и скажем несколько слов о правах дознавателя, ну и, совсем немного, об адвокатах.
Как и в прошлый раз, начну с прав прокурора. Для сравнения, приведу старую и новую редакцию ст. 37 УПК РФ:
Статья 37. Прокурор – старая редакция УПК РФ:
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса.
4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
5. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования.
6. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Статья 37. Прокурор – новая редакция УПК РФ.
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
Теперь, думаю, стоит провести сравнительный анализ этой статьи в старом и новом виде, а, говоря грубо, посмотреть, чего именно лишили прокурора из круга его широчайших полномочий новым законом.
1. Первое, что бросается в глаза, это тот факт, что теперь прокурор фактически лишен права возбуждать уголовные дела. Он лишь «выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства». Ну что же, на мой взгляд, норма весьма неоднозначная. Теоретически, с одной стороны, теперь «коррумпированный» прокурор не сможет «спускать на тормозах» ненужные ему возбуждения уголовных дел, с другой стороны «коррумпированный» следователь или дознаватель лишен надзора, однако, давайте проанализируем более внимательно изменения в порядке возбуждения уголовных дел.
Для этого мы откроем ст. 146 УПК РФ (я не стану приводить ее текст полностью, лишь скажу об изменениях в этой статье). Что мы видим:
- В новой редакции ст. 146 УПК РФ, прокурор действительно лишен права возбуждать уголовные дела (напомню, ранее, без его согласия, ни одного уголовного дела возбудить было невозможно);
- Следователь и дознаватель, теперь действительно вправе возбуждать уголовные дела без согласия прокурора.
- Для того чтобы избежать «вала заказных уголовных дел», в УПК РФ введена новая норма: (новая редакция части 4 ст. 146 УПК РФ) которая гласит так:
«4. Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.»
Краткие выводы по результатам исследования:
Итак, в возможности следователя и дознавателя самостоятельно возбуждать уголовные дела имеются, как положительные, так и отрицательные стороны.
- К положительному изменению можно отнести то, что теперь, следователь вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, если видит состав преступления. На практике встречается достаточно много ситуаций, когда без возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования установить наличие либо отсутствие события или состава преступления невозможно. Теперь следователю не нужно будет «ломать голову», он сможет сам возбудить уголовное дело и прекратить его.
- Отрицательной стороной этой возможности является то, что неопытные, либо малоквалифицированные следователи будут возбуждать уголовные дела необоснованно, без нормально проведенной доследственной проверки, в связи с чем, процент прекращенных уголовных дел, несомненно, вырастет. Именно относительно малое количество прекращенных уголовных дел и было основным козырем прокуроров при даче согласия на возбуждение уголовных дел. Хотя на практике, прокуроры всеми возможными способами запрещали прекращать уголовные дела, в случае их необоснованного возбуждения.
2. Другое важное изменение в УПК РФ касается порядка отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В новой редакции эта норма выглядит следующим образом:
«6. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.»
На мой взгляд, перечисленные нормы создают некую систему сдержек и противовесов в правах прокурора и следователя. Думаю жизнь, покажет, насколько удачны эти решения законодателя. В новом УПК РФ, вступившем в силу в 2002 г., обязательность дачи согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, продержалось всего пять лет с 1 июля 2002 г., посмотрим, через какое время изменят новый порядок возбуждения уголовных дел.
3. Следующее существенное изменение в объеме прав прокурора – это фактическое лишение прокурора давать следователю письменные указания в ходе расследования уголовного дела. Прокурор теперь может дать такие указания следователю, только «возвратив уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых, или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков». То есть теперь, прокурор получает возможность проверять только оконченное уголовное дело. Вместе с тем, надзор прокурора за дознавателями сохранен практически в первозданном виде, что, на мой взгляд, правильно.
3. Четвертым важным изменением в УПК РФ является новый способ решения споров между следователем и прокурором. Теперь следователь с согласия начальника следственного подразделения, действительно может поспорить с прокурором, и, хотя, «последнее слово» все же и останется за Генеральным прокурором РФ, но того произвола, что был возможен раньше, теперь не будет.
Итак, в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор может обратиться с этим же требованием к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю иного следственного органа федерального органа исполнительной власти. В случае несогласия руководителя этого органа следствия с требованиями прокурора, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
Данная норма закона выглядит достаточно интересно, но мне думается, что она не отражает требований реалий сегодняшнего дня. Дело в том, что, не смотря на результаты споров между следователем и прокурором, окончательное решение, об относимости и допустимости тех или иных доказательств, решается в суде. Гораздо проще было бы все споры решать сразу в судах. Гипотетически, даже если Генеральный прокурор признает, что действия следователя были законными, суд может решить иначе. Но хуже всего то, что решение Генерального прокурора окончательно, а значит, возможно возникновение ситуации, когда фактически законно собранные следователем доказательства, не дойдут до суда. К сожалению, от ошибок не застрахован даже Генеральный прокурор.
5. В УПК РФ в новой редакции, некоторые изменения коснулись прав прокурора и при поступлении к нему оконченного следователем или дознавателем уголовного дела. Теперь все будет выглядеть следующим образом:
Статья 221. Решение прокурора по уголовному делу (новая редакция):
1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.
3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.
4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.
Краткий сравнительный анализ данной нормы УПК РФ:
- В прошлой редакции УПК РФ, полномочия прокурора были гораздо шире. Например, прокурор мог прекратить поступившее к нему на проверку уголовное дело, этой возможности теперь прокурор лишен. Кроме того, ранее прокурор имел право самостоятельно изменить объем обвинения, либо квалификацию действий обвиняемого, составить новое обвинительное заключение, отменить или изменить меру пресечения (кроме требующих судебного решения), дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд – теперь прокурор полностью лишен этих полномочий.
- Срок проверки уголовных дел прокурором в новой редакции УПК РФ увеличен с 5 суток до 10 суток (не исключаю, что это связано с Новогодними каникулами в РФ))).
- К счастью, у прокурора не забрали его право отменять меру пресечения в виде заключения под стражу, если истек предельный срок применения этой меры процессуального принуждения, оставлена прокурору также возможность вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, хотя и в усеченном виде. Естественно, что следователь, как и раньше, может не согласиться с мнением прокурора.
На мой взгляд, эти изменения в УПК РФ достаточно логичны и обоснованны. Самых важных полномочий, необходимых для надзора за соблюдением законности при расследовании уголовных дел, прокуроров в РФ все же не лишили.
Мы рассмотрели изменения в объеме прав прокурора, теперь, мы изучим совокупность изменений в УПК РФ, затронувших права следователя и начальника следственного подразделения. Наше исследование мы начнем со следователя (я не стану приводить полномочия следователя в старой редакции УПК РФ, приведу новую, и коснусь ряда изменений):
Статья 38. Следователь
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора, вынесенное в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Теперь давайте проанализируем изменения:
- Права следователя в новой редакции УПК РФ существенно урезаны. Теперь следователь вправе обжаловать решение прокурора только с согласия руководителя следственного органа. Из статьи 38 УПК РФ «Следователь» также исчез перечень случаев, когда следователь мог не выполнять указаний прокурора или начальника следственного подразделения. После этих изменений, так и хочется сказать: «Вот тебе бабушка и Юрьев день»…
Ну что же, теперь проанализируем новые права руководителя следственного подразделения. После прочтения новой редакции статьи 39 УПК РФ, я чуть не воскликнул: «Вот это да: Король умер, да здравствует Король!», - руководитель следственного отдела – это новая одиозная фигура российского УПК. (Осталось законодателю дать председателям судов такие же права, как начальнику следственного подразделения, и …).
Статья 39. Руководитель следственного органа
1. Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) продлевать срок предварительного расследования;
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;
11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
2. Руководитель следственного органа при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными настоящим Кодексом.
3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
4. Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.
5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов;
Анализ внесенных изменений:
Ну что господа, «за что боролись, на то и напоролись»!? С момента вступления этих изменений в УПК РФ в силу, все права, ранее принадлежащие прокурору, вдруг «как-то так» перейдут к начальнику «органа предварительного следствия». Следователь – вновь лицо подчиненное, он, как и раньше, не вправе обжаловать решения начальника органа следствия в суд, начальник же, дает следователю обязательные для исполнения указания. В общем, господа и товарищи, вот она «вертикаль власти» применительно к мечтам некоторых теоретиков о процессуальной независимости следователя. «Шило», в очередной раз сменяли на «мыло», все довольны и счастливы, ибо «независимые следователи» в России, как не были нужны в XIX веке, так и не понадобились в XXI.
Слава Богу, что формальные права следователя, касающиеся «изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения» остались на месте. Вместе с тем, лично я, как считал эту норму декларативной, так и продолжу ее считать таковой и дальше. Никто меня не убедит в том, что эта норма реально действует, пока у следователя не появится возможность обжаловать письменные указания своих «начальников» в суд.
Теперь, с Вашего разрешения, я задам вопрос: после всего прочитанного, у Вас, сложилось мнение о том, что всех следователей, наконец-то объединили в одном «комитете»? По крайней мере, слухи об этом ходят с конца 80-х годов XX века.
К сожалению, мне придется Вас огорчить. Следователей в очередной раз оставили «при» прокуратуре или федеральных органах исполнительной власти. А это значит, что следователи остались и в МВД, и в ФСБ, и в Госнаркоконтроле, и в Прокуратуре (ой, прошу прощения, «при» перечисленных «органах»). Видно это невооруженным глазом, во-первых по отсутствию изменений в ст. 151 УПК РФ, в которой определена подследственность уголовных дел. Во-вторых, по тем изменениям в УПК РФ, о которых я говорил выше.
Естественно, что перечисленными мною изменениями, «переделка» УПК РФ не ограничилась, но об этом ниже. Сейчас мы с Вами, поговорим о порядке прекращении уголовных дел.
Думаю, что очень важно проанализировать изменения в УПК РФ, касающиеся порядка прекращения уголовных дел.
Для тех, кто не знает, о чем идет речь, и почему я затронул эту тему, вкратце расскажу о том, как это было раньше.
Раньше, все уголовные дела, как на предварительном следствии, так и в суде можно было прекратить только с согласия прокурора. Исключение – прекращение уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам, но в этом случае в суде либо прокурор отказывался от обвинения, либо выносился оправдательный приговор.
На предварительном следствии, на практике, уголовные дела, прекращенные следователем (или дознавателем), в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии лица состава преступления отменялись прокурорами, по любому поводу, а то и без повода. На самом деле, по любым прекращенным уголовным делам, к следователю всегда есть определенные вопросы, ответить на которые, ему, как правило, невозможно. Суть вопросов сводится к выяснению того, почему не выполнены те или иные следственные или иные процессуальные действия, которые в идеале было выполнить необходимо. А если у следователя на эти вопросы нет ответов, то «схлопотать» выговор, за «некачественно проведенное расследование» очень легко. Впрочем, об этом я говорил в своей прошлой статье.
Итак, теперь, согласно измененной редакции ст. 25 УПК РФ (Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон) и ст. 28 УПК РФ (Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием) первая строка звучит так: «Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе…».
Согласно буквальному толкованию данной нормы, изменения весьма существенны.
1. По смыслу данной фразы, суду, как и следователю, на прекращение уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (ст.ст. 25, 28 УПК РФ), необходимо согласие руководителя следственного органа. Да, интересно повернулось «дышло» нашего закона. Лично у меня возник вопрос: а как же суд будет, на практике, получать согласие руководителя следственного органа на прекращение уголовных дел!? По крайней мере, изменений в ст. 239 УПК РФ, касающейся порядка прекращения уголовных дел суде пока нет. Впрочем, суды могут истолковать данную фразу совсем не так, как я, посчитав, что суду нет необходимости вообще чьего либо согласия на прекращение уголовного дела. Хотя я бы, на месте законодателя, написал бы примерно так: "суд, по собственной инициативе, а также..."; в этом случае вопросов о том, как именно применять эту норму УПК РФ на практике не возникло бы ни у меня, ни у кого либо еще.
2. Следователь, принимая решение о прекращении уголовного дела, теперь должен согласовывать свое решение не с прокурором, а со своим непосредственным начальником. Данная норма, как и все в этом мире, «палка о двух концах»:
- С одной стороны, у следователя, теперь, при необходимости прекратить уголовное дело, с этим проблем быть не должно. На практике бывает достаточно много случаев, когда потерпевший и обвиняемый примирились еще на предварительном следствии, а прекращать уголовные дела, ранее, следователю любыми способами по этим основаниям прокуроры не давали. Теперь уголовные дела на предварительном следствии можно будет прекращать гораздо проще (хотя если «погоня за палками» не прекратится, вопрос открыт).
- С другой стороны, прекращение уголовного дела в суде, дает определенные гарантии того, что стороны действительно примирились, либо, у обвиняемого действительно наступило «деятельное раскаяние». В любом случае, жизнеспособность данной нормы проверит время.
В новой редакции УПК РФ (ст. 162) изменен порядок продления уголовных дел, который теперь выглядит так:
Статья 162. Срок предварительного следствия
1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
3. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.
5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
6. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном настоящей статьей.
7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.
Анализ внесенных изменений:
1. Прежде всего, изменения стали похожи на то, что было в РСФСР и РФ до принятия нового УПК РФ, а именно, районный начальник (ранее районный прокурор) имеют право продлить срок предварительного следствия лишь до 3-х месяцев. В УПК РФ 2002 г. действовавшем до принятия вышеуказанных изменений в силу, районный прокурор мог продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 12 месяцев. Теперь срок предварительного следствия свыше 3-х месяцев, но не более 12 месяцев будет продлевать начальник следственного подразделения субъекта РФ.
Все это, опять же, имеет как положительные, так и отрицательные моменты:
- с одной стороны следователям, которые «волокитят» уголовные дела, будет трудно, ничего не сделав по уголовному делу продлять срок предварительного следствия свыше 3-х месяцев. Прежде чем, начальник следственного подразделения субъекта РФ подпишет следователю постановление о продлении уголовного дела, это уголовное дело столько раз проверят, что следователь три раза подумает, а стоит ли вообще продлевать срок расследования. В любом случае, после всех этих проверок следователя, скорее всего, накажут, если он чего-то не сделал из того, что мог. А сделать все, не сможет ни один следователь в РФ, всегда остается то, что можно было бы сделать…
- С другой стороны, по некоторым уголовным делам, по объективным причинам невозможно окончить срок расследования в течение 2-х или 3-х месяцев. Все обычно упирается в сроки проведения судебных экспертиз, на каждую из которых, в среднем, необходимо до 1-го месяца и больше, а назначить некоторые из судебных экспертиз, возможно только по результатам предыдущих (например, комплексная судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовного дела, в случаях, когда причину смерти установить практически невозможно (в частности, при уничтожении трупов путем сжигания и т.п.) назначается только после того, как будет проведена судебно-медицинская экспертиза по установлению принадлежности костей человеку, а также после проведения расследования с достаточно большим количеством следственных действий по установлению, каким именно образом было совершено убийство потерпевшего (допросы подозреваемого и обвиняемого, очные ставки, проверки показаний на месте, осмотры места происшествия, выемки, обыски и т.п.). Еще один такой случай – это назначение стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы по результатам амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Достаточно долго проводятся и генотипоскопические судебные экспертизы, автотехнические экспертизы по установлению причин ДТП, да даже самая обычная судебно-медицинская экспертиза трупа длится около месяца. Раньше, когда районный прокурор мог продлить срок следствия до 6 месяцев, проблемы с продлением сроков следствия в таких случаях не возникало, так как уголовные дела, срок расследования которых свыше 6 месяцев – достаточно большая редкость. Уголовные дела со сроком расследования свыше 6 месяцев, обычно расследовали следователи по особо-важным делам следственных подразделений уровня субъекта РФ. Мне лично известен случай, когда обвиняемый знакомился с уголовным делом несколько лет, и в итоге оно было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, однако это скорее исключение из правил, чем правило. Думаю, что стоит напомнить, что в производстве у следователя часто находится по нескольку уголовных дел, как самый минимум 2-3 уголовных дела, обычно 4-6 и больше.
Кстати, если кому-то интересно, в некоторых субъектах РФ, ранее использовался достаточно элегантный способ обхода необходимости ехать и продлять срок следствия в следственные подразделения субъекта РФ. Следователь, с молчаливого согласия начальника (или прокурора) по формальным основаниям приостанавливал следствие по уголовному делу, или, что реже, прекращал уголовное дело (чаще всего это делалось в случаях, когда известно, кто совершил преступление, но доказательств вины нет, и возможность привлечь лицо в качестве обвиняемого отсутствует, либо, когда уголовное дело было раскрыто в самый последний момент, перед окончанием сроков следствия), затем, данное решение следователя прокурором (начальником следственного подразделения) отменялось, как «незаконное», и у следователя появлялся дополнительный срок расследования – обычно 1 месяц. Когда продление сроков следствия до 6 месяцев решалось на уровне района, необходимости в этой схеме не было, теперь, думаю, она вернется в практику.
Кроме того, изменения коснулись и порядка отмены постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, ст. 214 УПК РФ, ныне гласит так:
Статья 214. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
1. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
2. Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.
3. Возобновление производства в соответствии со статьями 413 и 414 настоящего Кодекса по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.
4. Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до сведения лиц, указанных в части третьей статьи 211 настоящего Кодекса.
Напомню, что в прошлой редакции указанной статьи право отмены постановлений о прекращении уголовного дела вынесенных следователями и дознавателями принадлежало лишь прокурорам. Теперь, как видите, все по-другому. Думаю, что новый порядок отмены решений следователя о прекращении уголовных дел оправдан. Возникла некая система сдержек и противовесов:
- С одной стороны, в новой редакции данной статьи УПК РФ, прокурор фактически лишен права отмены постановлений о прекращении уголовных дел по формальным основаниям (грубо говоря, ради улучшения статистических показателей «надзора» прокурора).
- С другой стороны, при принятии следователем действительно незаконного решения о прекращении уголовного дела, прокурор вправе требовать отмены решения следователя у начальника следственного подразделения, то есть надзор прокурора в этой части сохранен.
Последнее, достаточно интересное и серьезное, на мой взгляд, решение законодателя касается изменения порядка возбуждения уголовных дел в отношении специальных субъектов преступления (отдельных категорий лиц).
Я не стану перечислять все изменения, коснусь только, самых важных:
Посмотрите содержание нового пункта в этой же статье:
В часть 1 статьи 448 УПК РФ (Возбуждение уголовного дела) введен новый пункт 2-1:
«2-1 в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления;»
Как специалист, скажу только, что при таком сложном порядке возбуждение уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации очень затруднительно и маловероятно. Разве что если он вдруг прилюдно начнет расстреливать прохожих, но это уже из области фантастики.
Кстати говоря, почему-то в этом пункте статьи 448 УПК РФ нет упоминания о порядке возбуждения уголовных дел в отношении «руководителей следственных органов федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти)». Что это? Намек законодателя на то, что всех следователей все же объединят при прокуратуре, или грядут новые изменения в УПК РФ, исправляющие эту неточность? Посмотрим, на решение Президента РФ.
Теперь изучим пункт 10 части 1 статьи 448 УПК РФ:
Старая редакция:
10) в отношении следователя, адвоката - прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления
Новая редакция:
10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, а в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по району, городу на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
А как Вам эти изменения? В отношении следователей возбуждает уголовные дела вышестоящий (уровня субъекта РФ) начальник следственного подразделения, а в отношении адвоката – районный руководитель следственного подразделения. Хорошо, что необходимость заключения судьи районного суда для возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов законодатели оставили. Вместе с тем видно, что возбудить уголовное дело в отношении адвоката гораздо проще, чем в отношении следователя.
«На этой оптимистичной ноте», как когда-то говорил Влад Листьев, я и заканчиваю свое исследование. Как видно из моей статьи законодателем в УПК РФ внесены существенные изменения, во многом изменяющие круг полномочий прокурора, следователя, начальника следственного подразделения. Изменен порядок возбуждения и прекращения уголовных дел, изменен порядок продления уголовных дел, существенно сокращены полномочия прокурора, и, одновременно, расширены права начальника следственного подразделения.
В очередной раз, сделан небольшой шаг в сторону увеличения объема власти Президента РФ в стране. К сожалению, я не могу сказать, что будет меняться в УПК РФ дальше, но очень надеюсь на то, что изменения будут в лучшую, а не худшую сторону. В это остается только верить.
С уважением, Гаев Вадим Владимирович, aka Freevad.
Обсудить статью можно здесь:
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают