Club3D GeForce 6600 или с чего начинается оверклокерский портал
реклама
В 2004, выбрав себе видеокарту Radeon 9550 производства Sapphire, обзора в Интернете я на нее так и не нашел. Было решено - написать свой и послать на конкурс. Но, как-то все пошло не так – я даже не начал ни единой строчки. Заигрался тогда в Sacred, и мне было не до обзора. Потом, с приходом в массы платформы AMD64, захотелось описать несколько материнских плат, даже было уже пару абзацев. Но опять же все заглохло.
Весной, 2005 года пришло время сменить видеокарту, и мой Radeon 9800SE был заменен на GeForce 6600. Да, я занимался апгрейдами чуть ли не каждые полгода, благодаря чему, я мог получить представление о железе не понаслышке, и это повлияло на мое будущее. Но вернемся к GeForce 6600. В этот момент времени, такие видеокарты были достаточно редкими птицами, а цены на них колебались в пределах 150-180 долларов. И заполучив очередную цацку, погоняв ее немного, в голову забрела гениальная идея – обзор. А здесь наступает самый интересный момент – появляется не менее гениальная идея создания своего собственного проекта.
Нам хотелось что-то сделать свое, чувствовалась сила и уверенность. Появилось какое-то стремление, желание доказать общественности, что мы тоже можем. Но не все так легко, как кажется на первый взгляд. Это труд, тяжелый труд. Я стал понимать создателей Российского Оверклокерского Портала и других проектов. Проделанная ими работа просто колоссальна. Мы столкнулись с такими трудностями, о которых даже и не мечтали. И хотя наш проект работает уже больше чем пол года, я не сожалею о своем выборе. Мне нравится писать обзоры, находит новости (с этим немного труднее), делится своим мнением. Возможно, мое мнение кому-то и не нравится, но это Интернет. И не просто Интернет, а свободный, где каждый имеет право на выражение своих мыслей. Может, мне стоило все это написать в ЖЖ? Но я не пользуюсь Журналом. И чем ПС хуже "живого"? Ведь Персональные страницы стали своеобразным Живым журналом для оверклокеров.
Рассказав о своей нелегкой, стоит все же вернуться к объекту рассмотрения, о котором я молчал полтора года. Описав тестирование видеокарт, я дошел до создания графиков. Вот тут-то все и началось. Каждый созданный график не был похож на предыдущий. Промучившись около двух недель с графиками, статья была заброшена и оставлена до лучших времен.
Прошло время. Обзор был поднят с пылившегося архива жесткого диска на свет, но уже было поздно. Скорее даже – неактуально (я так думаю – возможно, я и не прав). Опубликовать у себя? Проблема уже названа, тем более, пока раздела для архивных материалов нет (во время создания своего проекта, их накопилось не сильно много, но достаточно). Остается, пока, только на ПС. Тем более чем хуже такая реклама своего ресурса?
Итак, мой первый обзор (положивший начало моей "работе"), который я смог написать до результатов тестирования. В нем все остается так, как было на тот момент, даже фотографии. Конечно, немного пришлось подправить, но общая концепция осталась та же. Графики уже были сделаны в наше время, вернее, в день публикации.
Являясь счастливым обладателем видеокарты Sapphire 9800SE 128Mb/128bit (с разблокированными и рабочими 8 конвейерами), я решил ее поменять на что-то более новое и производительное. Причем замена не должна была сильно бить по карману (максимум 15$). Единственно, что я смог себе позволить так это видеокарту на базе GeForce 6600. Как раз они к тому времени уже подешевели, хотя выбор был не всегда велик. По критерию отбора, взгляд пал на Club3D GeForce 6600 128/128 – ASUS был дороже, а других просто в наличии и не было. Немного позже я взял Inno3d 6600 128/128 и Club3D 6600GT 128/128 для сравнения со своим выбором.
SAPPHIRE Radeon 9800SE
Начнем, пожалуй, с Radeon'а.
Этот монстр, скорее всего, смахивает на 9600TX, но не как 9800SE. Комплектация была OEM'ная, какую естественно я и отдал после апгрейда. Заклеенный кулечек наклейкой с предупреждением о том, что подключать без дополнительного питания запрещено. И диск с драйверамими отдельно. Карта выполнена на текстолите красного цвета, качество сборки для этого производителя как всегда на уровне. Есть место под не распаянный чип VIVO, судя по всему, эти видеокарты идут на OEM рынок в двух исполнениях. Память объемом 128 МБ набрана восьмью горизонтально расположенными с двух сторон чипами Hynix 3,3 нс в упаковке TSOP. Под кулером (подобные ставились на Radeon9800) оказался чип R360 c защитной рамкой от сколов. Даже не ожидал его там увидеть – появилась надежда на разгон. Дополнительное питание подключается к разъему как на "флопике". Из нюансов как всегда можно выделить термоинтерфейс на кулере, который состоит из отвердевшей жвачки (был естественно удален и заменён на термопасту), а также очень короткий провод питания вентилятора. Еще, после смены термоинтерфейса было замечено, что кулер упираясь на кварц, образовал небольшой зазор между защитной рамкой, но на стабильность это ни как не повлияло, ибо разгонный потенциал был проверен как с липучкой, так и с пастой. Частоты в номинале составили по чипу 378 МГц (почти как 9800Pro), по памяти 580 (на 20 МГц меньше чем они рассчитаны).
С разгоном этой видеокарты у меня не сложилось. Любое изменение частот, как на чипе, так и на памяти приводило к появлению артефактов в 3D! Все-таки дизайн PCB сказался на разгонном потенциале. Единственно, что с ней получилось сделать, так это разблокирование скрытых конвейеров. Для разблокировки я использовал перепакованные драйвера Forsage. Конечно, после этой процедуры радиатор на ядре и сама память сильно нагревались, но это не мешало дальнейшему эксплуатированию видеокарты.
Club3D GeForce 6600
Видеокарту я взял в Retail-упаковке. Большая коробка черного цвета с зеленым краем, на котором расположена пронзительно смотрящая на нас юная девица. Внутри коробки кроме самой видеокарты диск с драйверами (кстати, на нем идет ключик, который после установки открывает в настройках видеокарты закладку по управлению частотами), диск с WinDVD Creator, игра WWF PANDA JUNIOR IN AFRICA, и наклейка с логотипом фирмы. А также ТВ разветвлитель, переходник DVI-D-Sub, удлинитель для подключения дополнительного питания.
Плата выполнена на текстолите синего цвета.
Дизайн PCB несколько отличается от референсного – память не расположена под углом 45 градусов, как GPU, а находится слева и справа от него, по два чипа с каждой стороны. С обратной стороны расположение памяти такое же.
Кстати, дизайн полностью повторяет видеокарту Albatron 6600, даже наклейка с названием карточки расположенная в левом верхнем углу такая же. Возможно, делалась на мощностях Gigabyte . Единственно чем отличаются данные видеокарты - так это кулером. На Albatron 6600 он похож на референсный кулер от 6600GT, здесь же он круглый, черного цвета, с расходящимися в разные стороны ребрами. Сверху он накрыт алюминиевой, как и сам радиатор, крышкой-решеткой, которую я сразу же снял, т.к. воздух, проходящий через щели, создавал неприятный шум. После снятия крышки вентилятор работал почти бесшумно. На переходном мосту HSI установлен отдельный алюминиевый радиатор, окрашенный под медь. Имеется дополнительный разъем питания. Память производства Samsung со временем выборки 4 нс, а номинальные частоты карты 300/500 МГц – чип и память соответственно.
Осмотрев карту, приступил к проверке. Ставлю цель разогнать чип до 500 МГц, как на 6600GT, ибо смысла покупки GF6600 без поднятия частот я не вижу. Память разогналась до 670 МГц – очень даже неплохо как для 4 нс. Обычно такого результата достигают 3,3, а то и 3,6 нс память. Результат отличный, но на такой частоте память сильно нагревалась. Тогда на нее приклеил (для дальнейшего использования на такой частоте) распиленные пополам радиаторы от GeForce 440MX.
А вот чип подкачал, разгон составил всего 391 МГц. Любое повышение частоты сверх этого приводило к зависаниям и артефактам. Перегрев? Было решено заменить термоинтерфейс. С кулера была удалена жвачка и прозрачные подушечки, позволяющие избежать перекоса радиатора при установке. С радиатора переходного моста также была удалена жвачка, которая была еще и с фольгой. Все было заменено на термопасту. После этого разгон поднялся до 394 МГц. В чем же дело? Разница в производительности между этой карточкой и моей старой получилась минимальной, а менять в таком случае, смысла нет. Полазив по инету, я узнал, что слабым разгоном по чипу страдают многие GeForce 6600. Обычно это лечится простой перепрошивкой BIOS от другой видеокарты. Чем я и занялся. Для этой видеокарты подходил больше всего BIOS от Palit GF6600. Программкой NVBITor в "палитовском" BIOS'е был включен термомониторинг. Затем из ящика была вынута PCI видеокарта (так, на всякий случай), и я приступил к перепрошиванию. Утилитой nvFlash сделал резервною копию "клабавского" BIOS'а и залил модернезированый "палитовский". Инцидентов не произошло, и я продолжил разгон. Теперь частота чипа поднялась до стабильно работающих 505 МГц! Дальше уже появлялись артефакты, причем температура не прывышала 64-65 градусов под нагрузкой. После всех этих манипуляций основная цель была достигнута, теперь можно и апгрейдиться.
Inno3D GeForce 6600
Видеокарты этого производителя иногда были не плохим выбором в соотношении цена/качество. Когда появилась возможность взять такую видеокарту, я решил проверить правильно ли был сделан выбор в пользу Club3D GF 6600. Карта шла в OEM комплектации, были только диск с дровами, диск с 3DMark2005, переходники на ТВ и DVI/D-SUB.
Видеокарта выполнена в черном цвете. Дизайн PCB напоминает некоторые GeForce2 MX, такое же параллельное расположение микросхем памяти вдоль печатной платы.
Разъема дополнительного питания нет, так что на нормальный разгон можно, судя по всему и не рассчитывать. Видеопроцессор не развернут на 45 градусов, а занимает горизонтально положение над переходным мостом. Алюминиевый кулер общий на GPU и HSI, прижат только в двух точках и нагревается сильнее, чем, если бы он был раздельным (все-таки горячий мост HSI вносит свою лепту в общее тепловыделение). Память в количестве 8 штук производства Hynix с временем доступа 3,3 нс, вселяет надежду на хороший разгон. Изначально она работает на 530 МГц, но при этом ощутимо греется, а это уже надежду не вселяет. Итак, Inno3D немного завысила частоту памяти и поставила более скоростные модули - проверим на практике, чего это стоит.
Для начала разогнал чип. С номинальных 300 МГц он разогнался до 440 МГц, естественно еще с более сильным нагревом радиатора - дальше арты. Возможно, не хватает питания или же общее охлаждение не так эффективно. Проверить последнее заменой кулера не имело возможности. Ну а теперь, самое интересное – память погналась всего на 10 МГц! Даже если не разгонять чип, частоту памяти все равно не поднимешь выше 540 МГц – сплошные артефакты. Либо это отбраковка памяти, либо инженеры Inno3D постарались не в хорошую сторону. Ради интереса перепрошивка BIOS не помогла – разгон не увеличился. Возможно, попался неудачный экземпляр, но другие карточки из этой же партии так же не блистали разгоном. Ну что ж в разгоне видеокарта оказалась весьма слабовата и выдающихся результатов не достигла, остановившись на отметке 440/540 МГц по чипу и памяти. В итоге "клабовская" видеокарта оказалась на много лучше - выбор был сделан правильно.
Club3D GeForce 6600GT
Теперь поговорим о старшем брате. Эту видеокарту я взял уже для сравнения с разогнанной 6600. Она шла в Retail-упаковке. Коробка большего размера выполненная в той же цветовой гамме. В комплектацию входит диск с драйверами, WinDVD Creator и игра Colin McRae rally 04. Также в комплект входит DVI переходник, TV разветвлитель, удлинитель для подключения дополнительного питания и наклейка с логотипом.
Видеокарта синего цвета полностью повторяет эталонный дизайн рекомендованный nVidia.
Система охлаждения осталась без изменений. На чипе черный алюминиевый радиатор (та же девица, которая красуется на коробке) с прозрачным вентилятором (который, увы, не светится) и обычный черный радиатор на мосту HSI. Система охлаждения чуть шумнее по сравнению с младшей картой (со снятой решеткой). Память ничем не охлаждается. Производитель применил 2 нс микросхемы памяти производства Samsung, расположенные на лицевой стороне платы. На стандартных частотах, которые составляют 500/900, как радиатор на ядре, так и память нагреваются незначительно.
Разогнался этот экземпляр до стабильных 568 МГц по чипу и 1044 МГц по памяти. Радиатор на GPU стал чуть теплее, на мосту горячим как всегда. Память при этом уже сильно нагревалась и дополнительное охлаждение, ей бы не помешало. Но так как я карту взял на один вечер, то изменять систему охлаждения не стал. Хотя, возможно было бы добиться разгона памяти до частот 1,1-1,3 ГГц, но для сравнения мне хватило и этого.
Тестирование и результаты
Тестовая система на которой проводилось сравнение видеокарт:
•Материнская плата – Epox 8KDA3J
•Процессор – AMD Athlon64 3000+ @2400МГц Socket754 (240х10)
•Память – 2х512 MB Hynix PC3200 @480 2.5-3-3-7
•Кулер – Box
•БП – Chieftec HPC 360-202
•ПО – WinXP SP2 rus, Forsage5.2, ForceWare 71.84,
•RedLinker2025, RivaTuner 2.0 RC 15.4
Я использовал разрешения 1024х768 и 1280х1024 в таких приложениях, как:
•3DMark2001SE – настройки по умолчанию
•3DMark03 – настройки по умолчанию
•3DMark05 – настройки по умолчанию
•Doom 3 - High
•Half Life 2 - Maximum
•Far Cry - Maximum
Этого вполне хватит. Ни сглаживание, ни анизотропную фильтрацию я не включал – играть хотелось нормально, а не смотреть на слайд-шоу.
Синтетика
Здесь представлены результаты в народных "попугаях".
Игры
На графиках указан средний fps по каждой из тестовых программ.
Выводы
Думаю, писать выводы уже не имеет смысла. Давно все знают, что серия 6600 была достаточно быстра, что сдерживающими факторами для GeForce 6600 были низкие частоты чипа и памяти. Но в тот момент я сделал правильный выбор, заменив Radeon 9800SE на GeForce 6600, хоть и отличия в играх были не значительные (Doom 3 не считать). Единственно, о чем сожалею, так это о том, что не дописал свой обзор. Не из-за приза, нет. Ведь напиши тогда обзор, читатели бы узнали о такой видеокарте как Club3D GeForce 6600. А так, вроде и обзора нет на эту видеокарту до сих пор (может, плохо искал).
Ну что, светил мне приз? Но я тогда надеялся…
Вот и все, подошел к концу мой рассказ о трудной жизни писателя-самоучки, который мечтает о прекрасном будущем, об оверклокерских достижениях и развитии проекта Overclockers.com.ua.
P.S. А в игры я уже не играю – нет времени (даже не прошел до сих пор F.E.A.R.). Не говоря уже про апгрейды…
Обсуждение.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают