Что такое современный велосипед и с чем его едят? Часть I. Как выбрать велосипед?
Часть I. Как выбрать велосипед?
Жан Жироду
Велосипед – это не только средство передвижения из точки А в точку Б, но и отличный тренажёр для поддержания спортивной формы, а прогулочное катание на нём является отличным способом активного отдыха. Современные велосипеды разительно отличаются от моделей, существовавших на территории постсоветского пространства, так что если вы до этих пор катались только на «Украине» или «Каме», то можете узнать из статьи немало нового. Современный велосипед – это надёжное устройство, созданное из композитных материалов на высокоточном оборудовании, запчасти и аксессуары к ним давно универсализированы и разделены на классы, что значительно увеличивает ремонтопригодность этого двухколёсного средства передвижения, а также оставляет простор для модернизации. Количество магазинов и мастерских, специализирующихся на велосипедах, растёт с каждым днём, облегчая нам выбор и снижая цены.
Что даёт нам более-менее регулярная езда на велосипеде? Прежде всего, это хорошая тренировка для сердца. Если вы интересуетесь спортом, то наверняка знаете, что тренировать мышечный комплекс бессмысленно, если при этом игнорировать сердечно-сосудистую систему, ведь слабое сердце и нетренированные сосуды не смогут доставлять питание в виде крови до мышц. Как известно, велотренажёр – одно из лучших средств для тренировки сердца. Однако, велосипед имеет перед велотренажером ряд несомненных преимуществ. Свежий воздух способствует более глубокой аэрации лёгких, очищая их и укрепляя «дыхалку». Быстрая смена пейзажей, широкий обзор и далёкая перспектива расслабляют глазные мышцы, и благодаря этому езда на велосипеде – отличная профилактика глазных заболеваний. Ну и самое главное – этот вид активного отдыха, как и любой другой, успокаивает нашу нервную систему, что в наш стремительно-беспокойный век поистине бесценно. Но для того, чтобы сполна насладиться ездой на велосипеде, нужно правильно его выбрать, и эта статья поможет вам в этом.
На рынке присутствует колоссальное количество моделей, но все они предназначены для разных задач и обладают разными характеристиками. Если вы покупаете велосипед первый раз или делали это очень и очень давно, то вам сперва нужно определиться – с какой целью вы покупаете велосипед? По какой местности и в какое время года вы хотите кататься? Как часто? Можете ли вы заниматься ремонтом и обслуживанием сами? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать современную классификацию велосипедов. Вот она:
- MTB (mountain bicycle) – маунтбайк, или горный велосипед. В свою очередь, имеет собственную классификацию, а именно:
А)Hardtail (хардтейл) – как следует из названия, это «жёсткохвостный» велосипед, то есть велосипед, не оснащенный задним амортизатором, но при этом обязательно имеющий переднюю амортизационную вилку. На данный момент это самый распространённый тип современного велосипеда в мире, и это неспроста - он обладает рядом особенностей, о которых будет рассказано позже.

Б)Full-Suspension (двухподвес) - горный велосипед с двумя качественными амортизаторами. Наверное, это самый «горный» из всех горных велосипедов, так как он предназначен для передвижения по очень сильно пересечённой местности. Серьёзные фирмы, занимающиеся изготовлением велосипедов, позиционируют данный тип как предназначенный для суровых походов, в которых может встретиться грязь всевозможных сортов, многочисленные виды мелкой и не очень пыли, ударные нагрузки и многокилометровые пробеги по разнообразным кочкам, и соответственно подходят к разработке конструкции и подбору компонентов. Такой велосипед стоит минимум $2000, и если вы встречаете двухподвес на рыночном развале при цене три тысячи рублей, то имейте в виду – оба амортизатора там либо не работают вообще, либо работают плохо, либо работают хорошо, но только первую сотню километров. В любом случае, покупка дешёвого двухподвеса – это трата денег на ветер.

В)Downhill (даунхилл) – велосипед, предназначенный для скоростного спуска с возвышенности (это такой экстремальный вид спорта). Представьте, что вы несётесь с горы на скорости под 40 км/ч, по пути преодолевая трамплины, овраги и пытаясь не врезаться в многочисленные деревья. Представили? Автор статьи не пробовал, но говорят, что во время спуска адреналин вырабатывается со скоростью 100 литров/сек., а после успешного(или не очень) достижения подножья холма наездник либо заболевает даунхиллом, либо он вообще никогда не может больше смотреть ни на холмы, ни на велосипеды… Впрочем, мы отвлекаемся. Ввиду того, что велосипед во время такого спуска испытывает значительные перегрузки, его конструкцию стараются сделать максимально прочной, жертвуя при этом весом (предполагается, что ехать в гору на нём не придётся). Обязательно присутствуют мощные дисковые тормоза, длинноходные передний и задний амортизаторы, прочнейшие обода, покрышки с мощными грунтозацепами и так далее. В общем, делается всё, чтобы велосипед не развалился во время спуска, что бы там ни случилось.

Г)Hybrid (гибрид). По сути, это тот же хардтейл, но с колёсами увеличенного диаметра (28”), более узкими покрышками (1,75”), и почти такой же конструкцией. Гибридом же он называется потому, что предназначен для более ровной поверхности, то есть, например, для города и парка. Увеличенный диаметр колёс и меньшее за счёт узких покрышек пятно контакта позволяют развивать большую скорость при тех же затратах энергии, но их прочность и устойчивость на неровной дороге немного ниже, чем у стандартного 26” колеса.

- Шоссейный велосипед. Предназначен для стремительного передвижения по ровным покрытиям. Способен развивать скорость, сравнимую с автомобильной, но из-за легкой и хрупкой конструкции не рекомендуется ездить на нём по дорогам со значительными неровностями, к коим относятся почти все дороги в России. Чтобы оценить, с какой скоростью может перемещаться устройство, приводимое в движение одной лишь мускульной силой, скорее всего, придется кататься на специальных трассах для велосоревнований, коих даже в Москве немного.

- BMX. Велосипед для трюков. Именно такие велосипеды используются для выполнения разнообразных фигур на рампе. Отличаются прочной конструкцией, отсутствием переключателя скоростей и маленькими прочными колёсами диаметром 18-24”(20" - наиболее распространённый размер).

- Велосипед для Trial’а (триал). Триал – спортивная дисциплина. Если кратко, суть соревнования в том, чтобы преодолевать различные (иногда довольно сложные) препятствия без касания земли ногами. Триал требует регулярных тренировок для развития чувства равновесия и координации, и чтобы добиться успеха в триале, нужно прикладывать много усилий. Велосипед для триала максимально облегчён: на нём даже нет седла, рама – лёгкая алюминиевая, скорость, как правило, одна, тормоза – хорошие дисковые или ободные гидравлические (фирмы Magura).

- Прогулочный велосипед. Прямая посадка, широкий руль, небольшие колёса, трансмиссия с защитой цепи – это всё про него. На самом деле, довольно бестолковая вещь, так как на нём можно ездить только по более-менее ровным дорожкам и утоптанным, без колдобин, лесным тропинкам. Учитывая отсутствие в большинстве наших городов хороших велодорожек, кататься на таком велосипеде можно исключительно вокруг дома, а также в ларёк за пивом – другое применение подобным велосипедам придумать трудно.

Также стоит иметь некоторое представление о стилях катания и спортивных дисциплинах, в которых используются перечисленные выше велосипеды. Про даунхилл и триал было сказано выше. Однако, существуют и другие – например, кросс-кантри, стрит, дёрт, фрирайд. Cross-country (кросс-кантри) – это обычные круговые гонки на велосипедах, только по пересечённой местности. Именно из этой спортивной дисциплины вырос классический хардтейл. Street (стрит) – выполнение различных трюков в процессе катания по городу. Одна из самых популярных ныне дисциплин, поскольку для неё нужны лишь городские препятствия – бордюры, перила, ступени, лавочки, заборы, парапеты. Упор делается на выполнении максимального количества трюков. Велосипеды могут использоваться самые разные – от обычных хардтейлов до BMX и подвесов. Dirt (дёрт) же – это специализированная трасса, состоящая из ряда земляных (dirt – отсюда и пошло название) трамплинов. Суть соревнования в том, чтобы набрать скорость, достаточную для прохождения всех трамплинов, и при этом во время взлётов показывать разнообразные трюки. Велосипед для дёрта – хардтейл. Freeride (фрирайд) – стиль катания и дисциплина велоспорта, подразумевающая преодоление сложной трассы с искусственными и естественными (природными) препятствиями. Езда по такой трассе требует хорошей технической подготовки райдера, а также надёжный велосипед (как правило, опять же хардтейл с длинноходным амортизатором и мощными дисковыми тормозами).
Если изложенная выше классификация не помогла вам сориентироваться – не расстраивайтесь. Дело в том, что из всех существующих типов велосипедов есть лишь один, который можно назвать поистине универсальным, и это – велосипед типа хардтейл (или его разновидность – гибрид). Все остальные типы являются либо его расширениями, либо предназначены для специфических задач, как например BMX.
Итак, хардтейл. Почему именно он? Этот велосипед отдалённо похож на трактор с ножным механическим приводом, и кажется громоздким и неудобным. Но это впечатление обманчиво. Велосипеды этого типа сбалансированы по многим параметрам, в частности, он обладает отличным накатом как по ровной поверхности, так и по пересечённой местности благодаря жёсткой, безамортизационной задней части велосипеда, и передней амортизационной вилке с другой. Такая конструкция может показаться странной, но достаточно проехать пяток-другой километров по городу и парку, чтобы разобраться, что к чему. Жёсткий «хвост» позволяет быстро набирать скорость на ровных поверхностях, а амортизация переднего колеса не дает разбить суставы и мышцы рук, когда велосипед весело скачет по кочкам, а руль, соответственно, не менее весело дёргается вверх-вниз вместе с руками. Логика проста – при езде по неровностям пятую точку можно приподнять над седлом, и ноги при этом будут служить отличным амортизатором, а вот на руках мы ходить ещё не научились, и им нужна защита от ударных нагрузок, роль коей и выполняет передний амортизатор. Кроме того, хардтейл обладает прочной и относительно лёгкой рамой спортивной конфигурации, что позволяет ездить не только на прогулки, но и при желании тренироваться и даже участвовать в соревнованиях. Благодаря широкой распространённости этого типа велосипедов, существует огромное число моделей с приличным разбросом цен – от $300 до многих тысяч. Велик также и ассортимент запчастей и аксессуаров к ним – каждый найдет то, что ему необходимо. Стоит также отметить, что такой велосипед при правильном уходе и хранении может прослужить не один год – ведь он относится к спортивному снаряжению, и компоненты подобраны соответственно. Кататься же на нём можно по практически любому типу местности – от велодорожек и лесных тропинок до полного бездорожья. Всё зависит только от уровня моральной и физической подготовки ездока. Ещё можно добавить, что хардтейл может служить начальным велосипедом для некоторых спортивных дисциплин – кросс-кантри, стрита, дёрта, фрирайда. Если вам понравится какой-то стиль катания, можно купить более специализированный велосипед или просто модернизировать имеющийся хардтейл.
Покупателю также стоит иметь базовые знания о том, из чего состоит велосипед и кто производит его компоненты. Начнём с рамы. Рама – это основа велосипеда, её стоимость составляет от 30 до 50% от стоимости велосипеда в целом. Рама современного велосипеда – это не просто набор сваренных между собой труб. От неё зависит жесткость велосипеда, его тип (горный, шоссейный или другой), в конце концов, именно от рамы во многом зависит, «катит» велосипед или нет. Рама проектируется самыми настоящими инженерами, проходит всевозможные испытания и изготавливается в несколько этапов в специальном цехе заводов по производству велосипедов. Материал рамы – это сталь или алюминий, в хороших велосипедах чаще всего используется алюминий из-за меньшего веса при схожей прочности. Когда говорят о производителе велосипеда (Merida, Trek, Giant, GT, Kona, Gary Fisher, Stels, Author и другие) – имеется в виду именно производитель рамы, потому что остальные компоненты чаще всего производятся другими фирмами. Эти компоненты называются «навесным оборудованием» или «обвесом», и производят их чаще всего фирмы Shimano и SRAM. В России более известна первая марка, хотя производители велосипедов часто смешивают компоненты этих двух фирм. Например, на одном и том же велосипеде может стоять задний переключатель скоростей от Shimano, передняя и задняя втулки от Shimano, а кассета (набор задних звездочек) от SRAM. Навесное оборудование велосипеда делится на классы по качеству и цене. Смотрите таблицу:
Shimano | SRAM | Описание |
---|---|---|
Tourney | 1.0 | Самое дешёвое оборудование. Работает, но не представляет интереса для тех, кто хочет по-настоящему надёжное изделие. |
Altus | 3.0 | То же самое, но чуть-чуть лучше. Используется на велосипедах ценой до $300. |
Acera | 3.0 | Оборудование среднего уровня. Используется на недорогих горных велосипедах ($300-$400). |
Alivio | 4.0 | Хороший любительский уровень, используется на велосипедах ценой $500-$700, предназначенных для длительного катания по пересеченной местности. |
Deore | 5.0 | Оборудование спортивного уровня с приличным ресурсом. Ставится на велосипеды ценой от $700. |
Deore LX | X-7 | Ещё более высокий уровень, используется спортсменами на соревнованиях. |
Deore XT | X-9 | Используется профессиональными спортсменами. |
Следует отметить, что продавцы иногда хитрят и пишут в описании модели: «оборудование уровня Shimano Deore», хотя от всей серии Deore там только задний переключатель скоростей. Наличие на велосипеде переключателя такого уровня само по себе неплохо, но следует учитывать, что вся остальная навеска, скорее всего, чуть хуже уровнем.
А теперь – практические советы по выбору велосипеда. Прежде всего, забудьте про велосипедные развалы на рынках или, наоборот, в крупных сетевых супермаркетах типа «Ашан» с их велосипедами ценой от двух тысяч рублей. Там можно купить велосипед максимум для ребёнка. Хороший велосипед, на котором можно долго кататься, не опасаясь за своё здоровье и не тратя время на настройку его механизмов, стоит минимум $300, а по-настоящему хорошая модель – все $500-700, и покупается он в специальных магазинах, специализирующихся на продаже исключительно велосипедов и аксессуаров к ним. Но можно схитрить и изрядно сэкономить – как правило, во всех этих магазинах с августа по апрель действуют скидки, иногда даже до 60%. Купить в сентябре велосипед за 10 000 рублей вместо 20 000 вполне реально, да и кататься на нём можно ещё месяца полтора. Итак, велосипед следует выбирать в специализированном магазине, и ни в коем случае не по Интернету, потому что велик шанс ошибиться с ростовкой. Дело в том, что горные велосипеды обладают не совсем стандартной геометрией, да и ростовку разные производители считают по-разному, и даже если вы уверены, что вам подойдёт, предположим, ростовка 20”, то в реальности вы можете обнаружить, что вам неудобно кататься на выбранном вами велосипеде. Поэтому все пробы нужно проходить в присутствии консультанта, который сможет предостеречь вас от возможных ошибок. Большим плюсом похода в специализированный магазин является то, что там невозможно встретить те самые недовелосипеды с рынков, вся продукция в магазинах – марочная и неоднократно проверена специалистами. Любой из представленных велосипедов стоит своих денег, вы получаете именно то, на что можете рассчитывать.
Вы можете спросить: в чём разница между велосипедами за три тысячи рублей, за $300 и за $500-700? Ответ прост: в надёжности и уровне комфорта. В дешёвых велосипедах используется тяжёлая стальная рама класса «отопительная батарея» (да ещё с какой-нибудь вычурной, но совершенно непрактичной геометрией) «пластилиновые» обода с плохо протянутыми спицами, покрышки, которые лопаются на первом же попавшемся камне, втулки без защиты от влаги, которые начинают ржаветь, стоит одной-единственной капле дождя попасть внутрь… На таком велосипеде (который в народе получил название "ашанбайк"), конечно же, можно кататься, что многие с удовольствием и делают. Но даже эти горе-ездоки, как правило, не отрицают, что им приходится осторожно ездить и частенько регулировать и менять компоненты велосипеда. Подумайте сами, не проще ли выложить сразу 18 000 рублей за полноценное и надёжное средство передвижения, где отрегулировано и смазано всё (даже винты для крепления бутылки на раму), чем потом выплачивать эту же сумму в виде трат на запчасти? Покупка дешёвой вещи – всё равно что покупка в кредит, только хуже: дополнительная сумма денег в любом случае будет выплачена, но не в виде затрат на саму вещь, а в виде затрат на доведение её до ума. И это, кстати, относится не только к велосипедам. Напротив же, хороший велосипед не требует частого обслуживания и замены деталей, отличается надежностью и долговечностью. За 700 километров пробега нового велосипеда автор статьи лишь несколько раз смазал цепь и подкачал колёса. Вот и всё обслуживание. Разница же между хорошими велосипедами за $300и $500-700 заключается в разнице классов оборудования, но никак не в подходе к разработке и сборке велосипеда. И то, и другое – качественные изделия, просто кое-где используются компоненты со сниженным ресурсом для заполнения ценовой ниши.
Если вы покупаете велосипед в первый раз, а с финансами у вас всё в порядке, то всё равно не стоит тратить на него большую сумму денег. Вы вряд ли сможете почувствовать разницу между велосипедами за 20 000 рублей и за 40 000. Велосипеды для начинающих прекрасно вписываются в ценовую рамку 10 000 – 20 000 рублей (без учёта сезонных скидок). Что вы получаете за эти деньги? Во-первых, общий ресурс труднозаменяемых компонентов велосипеда (рама, колёса, шатуны, каретка, вилка, втулки) составляет около 10 000 километров пробега, что весьма немало. Если вы не собираетесь особенно лихачить, можете смело увеличить ресурс ещё в полтора раза. Во-вторых, вы используете многолетний опыт конструкторов велосипедов в разработке рамы и подбора компонентов, что обеспечивает должный уровень комфорта. В серийных моделях известных производителей компоненты не меняются из года в год, что служит лишним доказательством качества велосипеда в целом. В-третьих, велосипед не сломается, когда колесо попадёт в глубокую кочку, так как он рассчитан в том числе и на такие экстремальные нагрузки.
Как же выбрать конкретную модель? Вот перед вами некий модельный ряд, который вписывается в заданные ценовые рамки. Если вы в магазине, то проще всего просто перепробовать все модели, посидеть, покататься, если позволят. И брать то, что понравится. Ввиду высокой конкуренции различия между моделями разных фирм, находящихся в одной ценовой категории, минимальны. Конечно, где-то стоят ободные тормоза, где-то дисковые, где-то переключатель Shimano Alivio, где-то Acera, но в общем и целом различия несущественны. Многие пытаются выбрать велосипед на сайте фирмы-продавца, но при этом не стоит забывать, что к вашему приезду этой модели может уже не быть в продаже, или она будет, но не той ростовки. Поэтому будьте готовы к тому, что продавец предложит вам свой вариант. В этом случае остается только положиться на него. Предположим, велосипед вам подошёл, и тут самое главное – не ошибиться с ростовкой, ибо если она будет выбрана неправильно, то вам будет просто неудобно кататься. Ростовка выбирается согласно этой таблице:
Рост (см) | Горный (дюймы) | Гибрид (дюймы) |
---|---|---|
...-165 | 15" | 16" |
160-175 | 17" | 18" |
170-185 | 19" | 20" |
180-195 | 21" | 22" |
190-... | 23" | 24" |
Разумеется, это только примерные данные, у каждого человека разные пропорции тела, да и производители внесли неразбериху в виде отдельных таблиц на свою продукцию. Поэтому позже можно отрегулировать высоту седла, его наклон и сдвиг вперёд-назад.
Стоит также обратить внимание на рисунок протектора велосипеда. Всего существует три типа протектора – слик («лысая резина», рисунок по сути состоит только из дождевых канавок), полуслик (рисунок протектора имеет четко выраженную внедорожную направленность, по бокам расположены грунтозацепы, но при этом посередине имеется ровная непрерывная полоса резины, за счет которой удобно ездить как по асфальту, так и по лесным оврагам и тропинкам), а также агрессивная внедорожная резина с грунтозацепами, расположенными даже посередине. Последний тип протектора имеет тот недостаток, что при езде по асфальту он будет тормозить велосипед. Если вы собираетесь кататься в смешанном режиме город/лес, то лучше полусликов ничего не найти.

Рассчитывая сумму покупки, надо иметь в виду, что к велосипеду нужно будет сразу купить как минимум насос (большинство камер используют автомобильные ниппели, так что если у вас завалялся автомобильный насос – можно использовать и его), набор шестигранников и шлем. Позже нужно купить запасную камеру, набор для ремонта камеры, крылья, флягу, флягодержатель. Если нужно, также можно приобрести велоперчатки, подседельную сумку, велокомпьютер, компактный насос с креплением на раму – но всё это, в общем, необязательно.
Однако, рассматривая все эти критерии выбора, нельзя упускать самое главное – велосипед должен вам нравиться. Внешний вид, цвет, удобство посадки, хватка на рукоятках руля – всё должно говорить вам о том, что это ваш велосипед. Консультант в магазине может предлагать одну модель, друг, которого, быть может, вы захватили с собой – другую, но если велосипеды вам не нравятся, отметайте их сразу. Вы пришли покупать велосипед себе, а не своему другу или консультанту. Если чувствуете, что влюбились в какую-то модель, берите не раздумывая, не пожалеете. Удачных велопрогулок!
Также предлагаю прочитать вторую часть статьи под названием "Что такое современный велосипед и с чем его едят? Часть II. Как правильно кататься и как обслуживать велосипед?"
Обе части можно обсудить на форуме.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают