Сравнительное тестирование Sapphire Radeon X800 GTO и XFX 7600GS Extreme Edition

для раздела Блоги

Статья на конкурс Sapphire
Сравнительное тестирование Sapphire Radeon X800 GTO и XFX 7600GS Extreme Edition


1. Введение.
В данной статье будут сравниваться производительность хорошо известной видеокарты Radeon X800 GTO производства Sapphire, и достаточно новой GeForce 7600GS производства XFX. В пользу Sapphire X800 GTO говорят 256-битная шина доступа к памяти и прекрасный оверклокерский потенциал, а в пользу 7600GS – поддержка Shader Model 3.0, новейшая архитектура и бесшумная система охлаждения. Что перевесит? Это нам и предстоит выяснить.

Сначала взглянем на сводную таблицу характеристик:

ХарактеристикиSapphire Radeon X800 GTOGeForce 7600GSXFX GeForce 7600GS Extreme Edition
Графический чипR480G73G73
Техпроцесс, мкм0.130.090.09
Число транзисторов, млн.~160~177~177
Рабочие частоты (графический чип/память), МГц398/980400/800500/900
Объем памяти, Мб256256256
Тип памяти и ширина шиныGDDR-3, 256 битGDDR-2, 128 битGDDR-2, 128 бит
Число пиксельных конвейеров, шт.121212
Число вершинных процессоров, шт.655
Поддержка версии Pixel Shaders2.0b33
Поддержка версии Vertex Shaders2.033
Поддержка версии DirectX9.0b9.0c9.0c
Примерная розничная стоимость, долларов США*160145160

* По данным price.ru на момент публикации.

Как видно, видеокарта от Sapphire полностью соответствует эталонным спецификациям, а вот ее соперница от XFX имеет повышенные частоты GPU и памяти. За гарантированную работу на частоте 500/900МГц XFX просит доплатить порядка 15 долларов. Оправдано ли это? Надеюсь, что в дальнейшем мне удастся пролить свет на этот вопрос.

Поговорим об участницах тестирования подробнее.

2. Sapphire Radeon X800 GTO.

Не думаю, что стоит в сотый раз описывать комплект поставки и зачитывать спецификации: любой оверклокер знает характеристики видеокарт от Sapphire назубок, потому что именно они чаще других становятся участниками и победителями сравнительных обзоров.

Как правило, Sapphire Radeon X800 GTO на базе R480 может похвастать блестящим разгонным потенциалом, но мой экземпляр оказался совсем недружелюбным: со штатных 398Мгц GPU удалось разогнать до "жалких" 520МГц, ну а результат памяти Samsung со временем доступа 1.6 нс иначе как провальным назвать нельзя: всего 1080МГц DDR! Впрочем, не будем расстраиваться – как известно, исключение лишь подтверждает правило, а анализ статистики разгона однозначно говорит о прекрасном потенциале видеокарт Sapphire на чипах R480. Так, участник конференции с ником Nordling на днях отчитался об успешном разгоне GPU своей видеокарты до 665МГц при воздушном охлаждении, и до 765МГц (!) при использовании сухого льда.

Подробнее о видеокарте Sapphire Radeon X800 GTO можно узнать из следующих обзоров:
Экспресс-обзор Sapphire Radeon X800 GTO 256MB;
Почти всё о Radeon X800 GTO.

Официальный сайт Sapphire: www.sapphiretech.ru

3.1. XFX GeForce 7600GS Extreme Edition.

Карта упакована в зелено-черную коробку с полиграфией отличного качества. На лицевой стороне изображен некий оборотень-металлист, а вот обратная сторона куда более интересна. Здесь можно узнать о том, что карта поддерживает HDTV и технологию PureVideo, готова к использованию в Windows Vista и обеспечивает производительность почти в 20 раз более высокую, чем интегрированный чипсет на базе Intel GMA 900. Нужно отметить, что приведенная диаграмма отличается похвальным вниманием к деталям: указана достаточно полная конфигурация тестовых систем, и даже версия драйверов!


В комплект поставки входит инструкция на 15 языках (включая вполне сносный русский), компакт-диск с драйверами (Forceware версии 83.91) и утилитами, буклет с рекламой игровых аксессуаров XFX, переходник DVI->D-Sub и двухметровый кабель TV-Out. Сама видеокарта упакована в прочный бокс из прозрачного пластика.



Плата выполнена на референсном дизайне, и, казалось бы, никаких сюрпризов в себе не таит. Не тут то было! Матовый черный текстолит, и выступающие из него рельефные дорожки разводки производят просто великолепное впечатление: мне немедленно захотелось надеть перчатки, чтобы не "испачкать" карту отпечатками пальцев!


Разъемы DVI окрашены в яркий желто-зеленый цвет, а их металлические части вместе с планкой крепления могут похвастать роскошным темным покрытием.



Система охлаждения ничем не отличается от эталонной: массивный алюминиевый радиатор окрашен в черный цвет, толстая медная тепловая трубка равномерно распределяет тепло по всей его поверхности. Непосредственно с GPU контактирует медная вставка с достаточно хорошей полировкой, при этом используется густая термопаста серого цвета. К сожалению, чипы памяти остались без внимания: они никак не контактируют с радиатором и буквально варятся в собственно соку. Кроме того, на мой взгляд, качество контакта радиатора и тепловой трубки не идеально.

Штатная система охлаждения крепится к карте четырьмя подпружиненными винтами, что способствует равномерному прижиму. Кроме того, на плате имеется два дополнительных монтажных отверстия для крепления нештатных систем охлаждения. Для защиты ядра от случайных сколов используется пластиковая рамка, которая в моем случае была наклеена мягко говоря неровно.


Информация на GPU говорит о том, что он изготовлен на Тайване во вторую неделю февраля текущего года, и имеет ревизию A2.

256Мб памяти видеокарты набраны 8 микросхемами DDR2 производства Infineon со временем выборки 2.2 нс., что соответствует штатной частоте в 900МГц.

Внимательно рассмотреть видеокарту с демонтированной системой охлаждения можно здесь (200Кб).

Официальный сайт XFX: www.xfxforce.com

3.2. Разгон и температурный режим.
Для разгона видеокарты XFX использовалась программа Powerstrip версии 3.65. Чтобы разгон заведомо не был ограничен скромными возможностями штатного охлаждения, на видеокарту был установлен мощный воздушный кулер Zalman VF700-AlCu. Однако это делу не помогло – даже на частоте GPU в 515МГц периодически случались "фризы". На всякий случай я дважды переустанавливал кулер, но без всякого положительного эффекта. Память тоже не порадовала – несмотря на хороший обдув уже на частоте 950МГц в тесте Nature из тестового пакета 3DMark 2003 возникали артефакты. Да, разгон откровенно плох, а ведь это Extreme Edition… Впрочем, не будем торопиться с выводами. В конце концов, по статистике мало кто может похвастаться разгоном GPU 7600GS хотя бы до 480МГц, а XFX поднимает планку сразу до 500МГц, и это – гарантированная частота стабильной работы! Скорее всего, XFX специально заказывает "отборные" чипы G73 у производителей. Похожая ситуация и с памятью – чипы Infineon не славятся своими оверклокерскими способностями, и поэтому XFX приходится устанавливать на свою видеокарту память с уменьшенным временем выборки. Это позволяет гарантировать устойчивую работу памяти на частоте 900МГц, что на 100МГц больше чем у "простых" 7600GS. Так что же лучше: иметь высокие штатные частоты, или зыбкую возможность разгона? В данном случае первый вариант представляется мне весьма выгодным.

Поскольку максимальные частоты стабильной работы практически не отличались от штатных для XFX 7600GS Extreme Edition, было принято решение ограничиться тестами на частотах "референсных" 7600GS (400/800МГц), и на номинальных 500/900МГц.

Показания температуры снимались с помощью программы ATITool, во всех случаях использована термопаста Zalman.

Как видно, чип G73 не может "похвастать" высоким тепловыделением, и мощный кулер от Zalman в этом случае явно избыточен. Штатная система охлаждения вполне справляется со своими обязанностями: за 40 минут последовательных прогонов тестового пакета 3DMark 2006 температура так и не поднялась выше 77 градусов. В покое температура стабилизировалась на 52 градусах. Показатели обычной 7600GS еще скромнее.

4. Тестовый стенд и параметры тестирования.
Тестирование видеокарт проводилось в закрытом системном блоке следующей конфигурации:
• Процессор: Intel Pentium 4 506 (2.66ГГц, 533Мгц, 1Мб) @ 4017МГц;
• Материнская плата: ASUS P5LD2, версия BIOS: 0901;
• Оперативная память: 1Гб DDR2-533 Twinmos (4-4-4-12), делитель: 4:5;
• Система охлаждения: Scythe Ninja w/fan, ~2000 об/мин;
• Термоинтерфейс: КПТ-8 производства ЗАО "Химтек";
• Блок питания: FSP400-60THN (400 ватт, ATX 2.0);
• Корпус: In-Win J551, вентилятор 92мм на задней стенке, вентилятор 80мм – на передней.

В качестве операционной системы использовалась "свежая" Windows XP SP2 в состоянии as is, без каких-либо твиков и дополнительных настроек.

Для видеокарты Sapphire X800 GTO использовался драйвер Catalyst 6.4, а XFX 7600GS тестировалась с драйвером Forceware 83.91 из комплекта поставки.

Кроме тех случаев, когда об этом сказано дополнительно, тесты проводились при максимально возможном качестве графики. Все оптимизации в драйверах были отключены. Видеокарты тестировались в двух разрешениях (1024x768 и 1280x1024(960)), и при активации полноэкранного сглаживания (4x) и анизотропной фильтрации текстур (16x).

Активация сглаживания и анизотропной фильтрации проводилась непосредственно из приложения кроме тех случаев, когда какое-либо изменение не поддерживалось. При этом недостающие опции форсировались драйвером видеокарты. Для видеокарты Sapphire X800 GTO применялась утилита ATI Tray Tools версии 1.0.5.880, а для XFX 7600GS использовалась обычная панель управления драйвером.

Тестирование проводилось в следующих бенчмарках и играх:
• 3DMark 2001 SE (build 330): default settings;
• 3DMark 2003 (build 340): default settings;
• 3DMark 2005 (версия 1.1.0): default settings;
• 3DMark 2006 (версия 1.0.2): default settings;
• Far Cry (build 1337, patch 1.30, DirectX 9.0c): демо-запись Ubisoft: Regulator;
• F.E.A.R. (версия 1.02, DirectX 9.0c): встроенный бенчмарк, Soft Shadows = Off;
• Serious Sam 2 (версия 2.062, DirectX 9.0c): встроенная демо-запись Greendale, HDR Rendering = No;
• Need For Speed: Most Wanted (версия 1.2, DirectX 9.0c): для измерения производительности использовалась программа Fraps версии 2.7.3, в качестве демо-записи был выбран скриптовый ролик в начале режима "Career", для установки полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации использовались максимальные настройки в игре;
• Call Of Duty 2 (версия 1.0.1, DirectX 9.0c): демо-запись d1 (автор - Jordan);
• Quake 4 (версия 1.0, OpenGL): Video Quality = High Quality, для тестирования была записана демо-запись в начале уровня airdefense2;
• Half-Life 2: Lost Coast (версия 1.0.1.0, DirectX 9.0c): демо-запись d2 (автор - Jordan).

5. Результаты тестирования.
5.1. 3DMark 2001SE.

Этот уже устаревший бенчмарк был включен в набор тестов для того, чтобы оценить производительность новой архитектуры NVIDIA в очень простых играх и тестах. Как видно, ни в одном из режимов новинка не может тягаться с X800 GTO, а при активации сглаживания и анизотропной фильтрации последний просто уходит в отрыв: очевидно, здесь дает о себе знать 256-битная шина памяти.

5.2. 3DMark 2003.

Более новый набор тестов от Futuremark показывает, что в играх прошлого поколения новичок не должен ударить в грязь лицом: X800 GTO остается очевидным лидером только в простых режимах, а при увеличении качества картинки его преимущество просто эфемерно и не превышает нескольких процентов!

5.3. 3DMark 2005.

В 3DMark версии 2005 года X800 GTO удается отыграться: фамильные особенности архитектуры дают о себе знать, и ее лидерство не вызывает сомнений. Можно лишь отметить достаточно неплохую производительность 7600GS в наиболее сложных графических режимах.

5.4. 3DMark 2006.

В новейшем детище Futuremark новинка от NVIDIA наконец может расправить крылья: в сложных режимах 7600GS иногда двое быстрее своей соперницы! Конечно, здесь нужно принимать во внимание тот факт, что X800 GTO набирает "очки" лишь за два теста, тогда как ее соперница – за четыре, но анализ результатов показывает, что 7600GS не тушуется и в тестах Return To Proxycon и Firefly Forest, которые используют лишь шейдерные инструкции версии 2.0. Отметим также и высокую производительность 7600GS в режимах высокого качества: падение производительности совсем невелико.

5.5. Far Cry.

Первое игровое приложение приносит и первые сюрпризы: 7600GS сразу же выходит вперед и сохраняет хоть и небольшое, но очевидное лидерство в обоих разрешениях. Однако стоит активировать ресурсоемкие режимы графики, как ситуация меняется на противоположную: падение производительности 7600GS в режимах с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией является фактически двукратным, и говорить о комфортной игре можно только в низком на сегодняшний день разрешении 1024x768.

5.6. F.E.A.R.

Похожая ситуация наблюдается и в сложнейшей игре F.E.A.R.: 7600GS обеспечивает хороший уровень производительности в простых режимах (и при этом имеет более высокий минимальный fps), но с активацией полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации серьезно уступает X800 GTO. Впрочем, в этих режимах и последняя не может обеспечить комфортную скорость игры.

5.7. Serious Sam 2.

Зеленая травка и расстрел толпы камикадзе в демо-записи Greendale засчитывают чистое поражение детищу Sapphire: соперница от XFX быстрее во всех режимах, причем в режимах высокого качества ядро G73 выглядит особенно хорошо. С другой стороны, эта победа скорее номинальна: в Serious Sam 2 обе видеокарты не могут похвастать приемлемой скоростью.

5.8. Need For Speed: Most Wanted.

Последний гоночный хит от Electronic Arts определенно пришелся по вкусу новой архитектуре NVIDIA: 7600GS ничуть не уступает своей сопернице в разрешении 1024x768, а в более высоком и вовсе выходит в лидеры.

5.9. Call Of Duty 2.

Великолепный шутер на тему Второй Мировой Войны показал весьма странные результаты: в простых режимах X800 GTO пусть ненамного, но впереди 7600GS, однако при активации сглаживания и анизотропной фильтрации он неожиданно "проваливается" до совершенно неприличного уровня. Возможно, речь идет о какой-либо недоработке драйверов Catalyst или каких-то скрытых оптимизациях в драйверах Forceware. В любом случае, карточка Sapphire терпит обидное поражение.

5.10. Quake 4.

API OpenGL по-прежнему по вкусу картам NVIDIA: 7600GS не отстает от своего высокочастотного соперника во всех разрешениях, а в наиболее простом режиме и вовсе может похвастать весьма убедительной победой.

5.11. Half-Life 2: Lost Coast.

Высокая зависимость от скорости центрального процессора не мешает отметить, что 7600GS весьма конкурентоспособна, и держится на уровне X800 GTO даже в наиболее сложных режимах графики.


Half-Life 2 Lost Coast – единственная игра в сегодняшнем тестировании, позволяющая достаточно корректно сравнить скорость испытуемых в режиме HDR. По результатам теста видно, что в наиболее тяжелых режимах 7600GS убедительно опережает соперницу, а в разрешении 1024x768 и вовсе позволяет с комфортом "выкрутить" все настройки графики Lost Coast на максимум.

6. Выводы.
Чтобы расстановка сил была более наглядной, рассмотрим следующие сводные диаграммы:
Как видно, несмотря на возраст Sapphire Radeon X800 GTO не собирается сдаваться: универсальная архитектура с "толстым" каналом доступа к памяти конкурентоспособна практически во всех тестах и режимах: средний разброс не превышает 10-15%, а по средневзвешенной производительности в наших сегодняшних тестах X800 GTO показывает точно такой же результат, как и новенькая GeForce 7600GS.

Посмотрим на следующую диаграмму:
Даже после достаточно среднего разгона X800 GTO может легко потягаться с 7600GS работающей практически на пределе возможностей: средняя производительность вновь идентична. Не стоит так же забывать о том, что 520МГц для GPU R480 – детская игра, тогда как для G73 разгон до 500МГц является просто великолепным результатом. В реальной жизни чаша весов скорее всего уверенно склонится в пользу Sapphire Radeon X800 GTO.

Ну а как выступила "экстремальная" видеокарта от XFX?
Неплохой результат! XFX 7600GS Extreme Edition обходит референсную соперницу в среднем на 10% в простых режимах, и на 16% - с активацией полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Добавим сюда просто великолепный внешний вид, гарантированно высокую частоту графического ядра, быструю память… Лично я считаю, что разница в стоимости между XFX Extreme Edition и обычной 7600GS абсолютно оправдана.

В целом по итогам тестов можно заметить, что 7600GS от NVIDIA вполне может прийтись по вкусу экономным оверклокерам, которым тем не менее нравится быть на гребне новейших технологий. Если не увлекаться огромными разрешениями и чрезмерным повышением качества графики, то 7600GS вполне позволит поиграть в новейшие игры с поддержкой S.M. 3.0., при этом не досаждая окружающим шумом вентиляторов.

Что до Sapphire Radeon X800 GTO, то несмотря на отсутствие поддержки Shader Model 3.0 ее песенка еще далеко не спета. Достойная производительность на номинальных частотах, прекрасные перспективы разгона и отличная масштабируемость производительности делают эту поистине легендарную видеокарту отличным выбором оверклокера.


Примечание.
Автор выражает благодарность Jordan и lesnik75 за помощь в подготовке статьи.
Изображение коробки от Sapphire Radeon X800 GTO взято с официального сайта Sapphire.

Обсудить статью можно в этой ветке конференции.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают