К вопросу о необходимости разгона CPU NB процессора Phenom II

для раздела Блоги
Как известно, процессоры Phenom II можно разгонять не только по ядрам, но и по еще одной одной частоте - встроенного северного моста, также называемого контроллером памяти, или просто СPU NB. Влияние этого блока на производительность процессора усиливается тем, что на этой же частоте работает кэш третьего уровня. После выхода в свет процессоров Phenom II в Рунете появились несколько материалов, в которых исследовалось влияние разгона СPU NB отдельно от основной частоты процессора. Однако с тех пор прошло довольно много времени, а свежих материалов на эту тему мне как-то не попадалось. Так что, думаю, небольшое исследование по данному вопросу будет актуальным.

Тестовая конфигурация и программное обеспечение:
Процессор Phenom II Х4 965, степпинг С3
Кулер Ice Hammer IH-4500 + Scythe Slip Stream 1200 об/мин
Мат. плата Gigabyte GA-МА790X-UD4 rev. 1.0, биос F7C
Оперативная память Kingston HyperX 2х2 Гб DDR2 1072 МГц 5-5-5-15/2Т
Видеокарты ATI Radeon 4870 1GB (2 шт) в режиме CrossFire
Жесткий диск WD5000AADS 500 Гб
Блок питания FSP FX700-GLN 700 ватт
Монитор Samsung 305T+ (макс. разрешение 2560х1600)
Опарационная система Windows 7 64 bit
Драйвер Catalyst 10.5

Процессор был разогнан до частоты 3900 МГц (19,5х200), оперативная память не разгонялась, видеокарты работали на частотах 770/3600 (чип/память), частота шины Hyper Transport составляла 2000 МГц. Тестирование проводилось в двух режимах: при работе СPU NB на номинальной частоте 2000 МГц (процессор при этом работал под напряжением 1.4375 вольта, СPU NB под номинальным напряжением 1.1 вольта) и в разгоне до 2800 МГц (при этом напряжение на процессор приходилось поднимать до 1.4625 вольта, на СPU NB до 1.2625 вольта).
Скриншоты CPU-Z и GPU-Z:








Тестрование проводилось с помощью следующих приложений:
1. 3D Mark 03, 3D Mark 05, 3D Mark 06
2. Batman Arkham Asylum
3. Сolin McRae Dirt 2
4. Сrysis
5. Far Cry 2
6. GTA 4
7. Resident Evil 5 Benchmark
8. Tom Clancy's H.A.W.K.
9. Doom 3

Управление настройками видеодрайвера осуществлялось с помощью утилиты ATI Tray Tools v1.6.9.1486. Настройки были следующие: Настройка текстур и MipMap уровень - максимальное качество, оптимизация анизотропной фильтрации и вертикальная синхронизация отключены. Параметр Catalyst A.I. - минимально. При проведении всех тестов (за исключением тестов 3D Mark) была активирована анизотропная фильтрация 16х высокого качества.

Результаты тестирования

3D Mark 03 v3.6.0, 3D Mark 05 v1.3.0, 3D Mark 06 1.1.0, настройки дефолтные, АА и АФ выкл.





Batman Arkham Asylum v1.1, встроенный бечмарк, все настройки максимальные, физикс отключен, АА4х, АФ16х.







Сolin McRae Dirt 2, демо-версия игры, встроенный бенчмарк. Все настройки качества максимальные, АА4х, АФ16х.









Сrysis v1.2.1. Тестрование проводилось с помощью Crysis Benchmark Tool v1.0.0.5. Настройки: все настройки качества - High, timedemo - benchmark_cpu, 64 bit, DX10. Тесты проводились в двух режимах: АА4х АФ16х и АА выкл АФ16х.









Far Cry 2 v1.03. Встроенный бенчмарк Far Cry Benchmark Tool v1.0.3.0. Все настройки качества максимальные, демо Ranch Small, DX10. Тесты проводились в двух режимах: АА4х АФ16х и АА выкл АФ16х.








GTA 4 v1.6.0, встроенный бенчмарк, настройки качества максимальные, дистанция обзора - 40, глубина детализации - 100, транспортный поток - 100, глубина поля наблюдения включена, АА выкл, АФ16х.






Resident Evil 5 Benchmark (отдельное приложение), настройки максимальные, DX10, АА4х, АФ16х, фиксированный тест.





Tom Clancy's H.A.W.K. v1.02, встроенный бенчмарк, настройки максимальные, DX10.1, АА выкл, АФ16х






Doom 3 v1.3, встроенное demo1, настройки максимальные. Тесты проводились в двух режимах: АА8х АФ16х и АА выкл АФ16х.








Что касается результатов в Tom Clancy's H.A.W.K., то там все правильно. Выявить прироста от разгона СPU NB в этой игре не удалось.

По итогам тестирования попробую сделать несколько выводов:
1. Чем тяжелее настройки графики, тем менее заметен прирост от разгона СPU NB.
2. Без разгона СPU NB производительность сильнее "упирается" в процессор. Особенно наглядно это видно по минимальному числу кадров в секунду в Сolin McRae Dirt 2.
3. Хотя минимальный fps измерялся только в двух приложениях - Batman Arkham Asylum и
Сolin McRae Dirt 2, напрашивается вывод, что разгон СPU NB в большей степени влияет на минимальный fps нежели чем на средний. Ничего удивительного в этом нет. Уже давно считается, что разгон/апгрейд процессора влияет в первую очередь на минимальный fps.

Спасибо за внимание, пожелания и критику можно высказать здесь. Всем удачного разгона!


Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают