Есть ещё порох в пороховницах… (Radeon 9800Pro или "Старички не сдаются")

13 мая 2006, суббота 23:15
для раздела Блоги
Давно я собирался написать статью про свою видеокарту. Вот так в собирании и пролетело почти 2 года.

История моя началась ровно 2 года назад, когда, подзаработав денег, я после майских праздников всё-таки купил одну из наиболее производительных видеокарт того времени: Sapphire Radeon 9800Pro. До этого были и другие видяхи. Начинал я с «Титаника» GeForce Ti4200, потом GeForce FX5600, Radeon 9800SE, в котором разблокировались конвейеры почти без артефактов… Но я всё таки решил: у 9800Pro и память получше, и артефактов нет. Среди видеокарт 3-го поколения Radeon выигрывали у NVIDIA да и урезаные версии топовых видях были у них привлекательнее для оверклокеров.

Спустя пару дней я решил проверить и заменить термоинтерфейс ( на КПТ-8 ), снял радиатор и увидел…R360.




Было решено перепрошивать БИОС от Radeon 9800XT и менять слабенькую штатную систему охлаждения. БИОС перепрошился раза с третьего или четвёртого (очень помогли мне в этом непростом для начинающего оверклокера деле мой друг Иван aka lz1bdx и PCI видяха). Заработало! На душе приятно стало: видяха определяется как Radeon 9800XT, ну ничего, что 128 MB.

Радиатор я использовал Zalman ZM80C-HP с тепловой трубкой, однако пришлось его доработать. Заодно поставил термодатчик TMP37 (было когда-то его описание на overclockers.ru) на блок, передающий тепло от процессора к радиаторам, чтобы хоть как-то контролировать температуру. Питание на датчик подавалось от внешнего блока питания, а значение выходного сигнала, пропорциональное температуре, измерялось цифровым тестером. Так как мой R360 стоял на плате с референсным дизайном от Radeon 9800Pro, то такого приятного дополнения как термодатчик не было.


Установка термодатчика

Расстояние между отверстиями в планках, которыми соединяются два радиатора, оказалось миллиметра на 2 меньше, чем необходимо. Из-за этого радиаторы не вставали параллельно друг другу и плате и нарушался контакт между процессором и блоком. Алюминиевый лист и несколько минут работы надфилем исправили эту досадную ситуацию. Пришлось также сделать и стойку, поддерживающую плату, Zalman – вещь довольно тяжёлая, и плата изгибалась под его весом, что с точки зрения надёжности и долговечности использования не приемлемо.


(кликните по картинке для увеличения)

Без изгиба

Поставил радиаторы и на память, пусть и ей будет не так жарко. Не обошлось и без вентилятора, карта то всё-таки горячая! Я категорически не согласился с производителем Zalman насчёт места установки вентилятора, при котором поток воздуха движется поперёк рёбер радиатора. Эффективность радиатора при движении воздуха вдоль его рёбер гораздо выше. Подумано – сделано! Ещё несколько минут с надфилем в руках, и вот готов кронштейн для подвеса вентилятора. Также открыл пару заглушек сзади системного блока для выхода воздуха. Ну, вот и всё! Готово!


(кликните по картинке для увеличения)

Система охлаждения готова! Пора начинать испытания!

Итак, тестовая система:
Процессор – AMD AthlonXP 2500+ Barton,
Мать – MSI K7N2 Delta-L,
ОЗУ – 2 х 256 MB,
Ну и видеокарта – Sapphire Radeon 9800Pro@XT.

Сначала были проведены температурные тесты (включался 3DMark и через какое-то время, необходимое для прогрева видяхи, снимались показания датчика). Для выяснения эффективности нового радиатора было проведено тестирование видеокарты без радиаторов на памяти и со штатной системой охлаждения, на которую в качестве термодатчика была установлена под вентилятор термопара от тестера.


"Родной" радиатор

Вот такие получились результаты:



Частоты на видеокарте со штатным охлаждением не поднимались выше 398/358 (GPU/MEM) так как появлялись артефакты (снег), что свидетельствовало о перегреве. С Zalman карта разгонялось без артефактов до 405-410/375-380, что составляло около 10% по частоте. Что ж, не плохо. Хотя, разницу в играх между 20 и 22 кадр/с или даже между 40 и 44 очень сложно увидеть.

Мысли о Zalman: особо большого разгона с данной системой охлаждения получить вряд ли удастся (все-таки 150 нм, а у любых нанометров есть свой предел) без вольтмода и более эффективного охлаждения. Эффективность у неё конечно выше, чем у штатной системы, но вес и габариты тоже больше. Вот вентилятор по сравнению со штатным охлаждением почти не слышно, а при работе карты в 2D можно уменьшить напряжение его питания с 12 до 5В или вообще отключить. Идея отведения тепла с помощью тепловой трубки хороша, но эффективность охлаждения от её применения можно было бы получить выше. Но ведь сам процесс (в данном случае, перепрошивка, установка и подгонка радиаторов и вентилятора) гораздо приятнее и важнее результатов!

В качестве конкурента в игровых и синтетических тестах получилось использовать только видеокарту GeForce 6600GT.Она находилась в следующей системе:
Процессор – AMD Athlon64 3200+ Venice,
Мать – ASUS A7N8-E,
ОЗУ – 2 х 512 MB,
Видеокарта – ASUS GeForce 6600GT.

Как первая, так и вторая системы представляют сравнимые по соотношению цена/производительность для своего времени компьютеры. Были использованы тесты 3DMark03, 3DMark05 (в 3DMark05 была снижена версия пиксельных и вершинных шейдеров до 2.0 у GeForce 6600GT, так как у Radeon 9800Pro шейдеры версии 2.0) и встроенный бенчмарк игры F.E.A.R. (с насторойками среднего качества, так как при высоком качестве было слишком малое значение fps).

3DMarks:




Бенчмарк F.E.A.R.:





Про видеокарты: в лёгких режимах GeForce 6600GT выигрывает у Radeon 9800Pro раза в 1,5, что и следывало ожидать, учитывая разницу в частотах (500/500 против 405/375). Но в тяжёлых режимах с фильтрацией и сглаживанием разрыв уменьшается, так как здесь важна и скорость обмена данными между процессором и памятью видеокарты, а у Radeon 9800Pro ширина шины памяти 256 bit в отличие от 128 bit у GeForce 6600GT.

Выводы

Такой старичок как Radeon 9800Pro кое-что ещё может и рано списывать его со счетов. Позволяет он играть в современные игры с хорошим качеством графики, ну, правда, не всегда с фильтрацией и сглаживанием и с меньшей реалистичностью изображения. По своему уровню он находиться где-то между Radeon X700Pro и X700XT, GeForce 6600 и 6600GT (по информации в 3DGiТогах на ixbt.com). Прошел я с ним Half-Life 2, Doom 3, NFS Most Wanted и F.E.A.R., может и до S.T.A.L.K.E.R.а с Halo 2 дотяну (если их выход, конечно, не затянется надолго ). Конечно, техника постоянно улучшается, от этого никуда не деться, и надо будет когда-то в ближайшем будущем менять свою систему.

Алексей Гурьев aka Alexys
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают